протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 марта 2013

Фонограмма


1 Кор., 6, 12-20.

12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

 

Лк., 15, 11-32.

11Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

3По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Вот уже третье воскресенье когда Cвятая Церковь готовит нас ко времени Великого Поста. Это важное время, как бы десятая часть года, которую мы призваны посвятить особому вниманию к своему духовному пути.

Первое из этих воскресений я имею в виду, когда читалось Евангелие о Закхее. Мытарь Закхей, который хочет увидеть Иисуса, влезает на дерево, чтобы увидеть. Господь заметил его, пришёл к нему в дом, и Его упрекали, что вот, Он зашёл к грешному человеку в дом.

В прошлое воскресенье мы читали притчу о мытаре и фарисее. Зашли молиться мытарь – сборщик податей, и фарисей. Фарисей хвалил Бога, какой он хороший, не то, что этот мытарь. А мытарь стоял, только бил себя в грудь и говорил: “Боже, будь милостив мне, грешнику”. И Господь сказал, что “вот этот отошёл в дом свой оправданный более, нежели первый”.

И сегодняшняя притча – о блудном сыне – так же продолжает эту тему. Она из 15 главы Евангелия от Луки, которая начинается вот такими словами: “Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: “Он принимает грешников и ест с ними””. Понятно, что для благочестивого иудея даже прикасаться, общаться с мытарем и грешником уже нельзя, а тем более быть у них в доме и есть.

И Господь в ответ на это – Лука приводит нам – три притчи: о потерянной овце (оставляет 99 овец, идёт искать одну заблудшую); потерянной драхме (женщина теряет одну драхму, ищет, метёт пол, находит, радуется, приходит к соседкам: “смотрите, я обрела потерянную драхму”). И вот эта самая такая замечательная, одна из замечательных притч Евангелия – о блудном сыне.

В этой притче три персонажа: сам этот блудный сын, отец, и его старший брат. И о сыне нам рисуется картина самая ужасная. Когда в благополучной семье, у хорошего отца, двое детей, вроде всё хорошо. И вдруг один говорит: “Отдай мне всё, что мне принадлежит, долю, потому что когда ты умрёшь (всё равно ведь рано или поздно ты умрёшь), вот дай мне сейчас моё и я пойду, и я тебя знать не хочу”. Это самое плохое, что мы можем ожидать от своих детей, когда говорят: “ты мне не нужен, дай мне только материальную поддержку, то, что мне нужно, квартиру разменяй или ещё что в этом роде, я с этим уйду, а ты как хочешь”.

И он уходит. Отец безропотно делит, отдаёт, он уходит и становится бомжом. Самое такое неприятное, страшное последствие. И нанялся пасти свиней (особо унизительно для иудея). Но даже тот корм, который эти свиньи ели, ему никто не давал. Он пришёл в себя! И сказал себе: “у моего отца слуги, наёмники вдоволь имеют хлеба, а я погибаю от голода”. Встал и пошёл к отцу своему, и приготовил речь покаянную: “Отче, согрешил я на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим, прими в число наемников твоих”. Вот рассказ о первом персонаже. И про него в конце уже этой притчи отец говорит: “Мой сын был мёртв, и ожил”.

И эти слова притчи, конечно, сразу обращали внимание слушателей Господа к пророчеству Иезекииля о мёртвых костях. Мы будем читать это на Утрене Великой субботы, в пятницу вечером на Страстной неделе. Когда Бог говорит пророку: “Что ты видишь перед собою?” Видит поле, наполненное костями. И вот они, по слову Божьему, по слову пророка, встают, соединяются и воскресают из мёртвых. То есть воскресение мёртвых было всегда всем понятной, известной метафорой восстановления Израиля. Потому что это был образ пленённого Израиля, пленённого в Вавилоне.

И неслучайно поэтому на Всенощной, вчера, и в последующие две субботы, хор будет исполнять вот это замечательное песнопение: “На реках Вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе”. То есть о горе, на которой был построен Иерусалимский храм. И хор это песнопение будет сегодня петь, пока мы будем приготовлять Святые Дары для причащения.

И в этом псалме говорится о том, какой сладостной, прекрасной была жизнь в Иерусалиме, в Храме Господнем, в своём родном доме. И так важно это запомнить, такая тоска: мы даже не можем петь и веселиться, потому что мы всего этого лишены – поют действующие лица псалма. И даже автор говорит о том, что “пусть, если я забуду тебя, Иерусалим, пусть язык мой отсохнет, пусть рука моя правая отсохнет, если я забуду об этом”. И будет в последнюю неделю петься, тоже говоря о воскресении человека к жизни. Конечно, это сопоставляется вот с этими словами: “мёртв был и ожил”. И действительно, вот этот грешный сын решает прийти к отцу.

И второй персонаж – отец. Конечно, понятно – это образ Бога и того, как Он принимает кающегося грешника, любого человека. Ни один не может сказать, что “я такой грешный, что мне уж даже нельзя и в Церковь прийти, покаяться”. Любой может прийти, обратиться и покаяться. И даже находясь в местах лишения свободы, покаяться и там обратиться к Богу. Евангелие сейчас есть везде.

И вот образ отца, который ждёт своего сына, издали его увидел, побежал навстречу, к нему. А это происходит в той культуре, где пожилому человеку вообще даже ходить быстро нельзя было, этим он как-то теряет своё достоинство, медленно так следует передвигаться старцу. А тут бежит навстречу. К кому? К этому бомжу, его сыну собственному, который его, можно сказать, предал, бежит ему навстречу.

Есть такая трогательная история, правда это или нет, я уж не знаю, но говорят, что в Германии современной тоже так у родителей сын ушёл к хиппи, стал наркоманом, что-то там украл, посадили, отсидел пару лет. Ему стыдно возвращаться домой, он пишет письмо родителям, что он не вернётся, ему ужасно стыдно. Но всё-таки ему важно, чтобы они его простили, он просит их простить. И, если они его простили, то (он будет проезжать мимо на каком-то автобусе междугородном) чтобы они платочек на окошко, на форточку повесили в своём коттедже, чтобы он увидел и понял, и ему станет легче. Сказано – сделано. Он проезжает мимо и видит, что весь дом завешан белыми простынями, такой вот знак ему любви родителей, к нему прощение.

Ну и, наконец, третий персонаж – старший сын. Который говорит: “никогда не преступал я твоего слова, а ты мне даже козлёнка не дал. А вот как этот бомж пришёл, ты откормленного телёнка для него зарезал”. Оказывается, в английской культуре есть даже такая пословица из этой притчи – откормленный телёнок. По-английски это звучит соответствующе, так что такой уже образ устоявшийся.

И вот мы видим опять такой же образ благочестивого, праведного человека, как и в предыдущих эпизодах, как и в прошлой притче о мытаре и фарисее. Который не хочет, чтобы вообще этот брат был у него, он даже называет: “сын твой”. Отец говорит: “брат твой пришёл”. А этот: “сын твой пришёл”. И даже в дом не хочет зайти. Отец опять унижается, зовёт, идёт к нему, потому что и он для него дорог. И фарисей тоже дорог должен быть для верующего человека, который стремится подражать благодати Божией, милости Божией. Не идёт. Вот ещё один пример того, как вера без любви становится бесплодной. Всё равно сердце холодно, сердце далеко. Конечно, вспоминаем 13-ю главу 1-го послания к Коринфянам, что без любви всё ничто. “Если даже тело отдам своё на сожжение, но любви не имею, нет мне в том никакой пользы”.

И действительно, у нас в притворе висит такое объявление и такие маленькие листочки с этим текстом. Я не знаю, кому он принадлежит, но, наверное, авторство здесь и не важно. Любой может взять какое-то положительное качество и противопоставить ему отрицательное, оно будет без любви. Как вот там написано (этот листочек есть, может любой взять его): обязанность без любви делает человека раздражительным, ответственность без любви – бесцеремонным, справедливость без любви – жестоким, правда без любви – критиканом, воспитание без любви – двуликим, ум без любви – хитрым, приветливость без любви – лицемером, компетентность без любви – неуступчивым, власть без любви – насильником, честь без любви – высокомерным, богатство без любви – жадным, вера без любви – фанатиком.

Есть только одна великая держава на земле и на небе – любовь.

Аминь.