протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 марта 2013

Фонограмма


1 Кор., 8, 8 – 9, 2.

8Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Глава 9

1Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

 

Мф., 25, 31 – 46.

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

... (дефект в начале записи) …практически мы входим во время Великого поста. Сегодняшний воскресный день называется Неделя мясопустная, то есть когда мы отпускаем, исключаем из нашего рациона мясную пищу. И уже на предстоящей неделе в среду и пятницу не будет Божественной литургии. И мы понимаем, что мы входим в то время, когда будем готовить своё сердце, свой разум к встрече и осознанию на новом витке следующего года нашей жизни самого главного праздника, главного события нашей истории, истории человечества – празднования Воскресения Христа, победы над смертью. Та самая главная проблема, которая стоит перед человеком – проблема жизни и смерти.

И вот эта победа одержана, и нам важно осознанно войти в неё. Что это значит для каждого из нас? Не просто такая традиция, не просто всегда красили яйца, куличи пекли и так далее, а что значит это лично для меня, для моей судьбы, для моей жизни.

 И вчера была так называемая мясопустная родительская суббота, когда мы поминали усопших, всех близких и дальних, кого мы знали и кого не знали, молились о них. И тем самым нам напоминалось о том в евангельских чтениях, что жизнь наша, история человечества в целом неизбежно будет иметь конец. Но было и утешительное напоминание о том, чтобы мы не скорбели как прочие, не имеющие упования, надежды. Что тот, кто слушает слово Божие, и принимает его, живёт по нему, тот уже входит в Царство Божие здесь, на земле, и он уже входит вот в эту жизнь, которую даёт Господь. Но напоминает о том, что в это воскресение одни войдут – делавшие добро – в воскрешение праведных, воскрешение славы, а делавшие зло – в воскрешение осуждения.

 И вот сегодняшнее евангельское чтение, сегодняшняя Неделя о Страшном суде, продолжает эту тему – как же нас Господь будет оценивать? И конечно, совершенно замечательно то, что в этой притче о страшном суде, которую нам сегодня Церковь ещё раз напоминает, говорится, что самое главное даже не то, как мы веровали, что мы исповедовали, и так далее, а говорится о том, что “сделали одному из меньших сих – сделали Мне. А не сделали одному из нуждающихся, кто рядом с нами – не сделали и Мне. И пойдут одни в жизнь вечную, в радость вечную, а другие – в муку вечную”.

 И когда мы это читаем, кажется – ну конечно, всё очень просто, ясно и понятно: надо вот делать этим, а если не сделаешь – как бы самому Христу не сделал. Но в этой простоте скрывается не одна, а множество очень трудных для нас проблем. Во-первых, можно сделать вывод, что вообще не важно – ты верующий или не верующий. Делай добро этим людям и тогда ты попадёшь в хорошее место после своей кончины; будешь делать зло – попадёшь в плохое. Значит, совершенно необязательно Евангелие читать, в церковь ходить и всё прочее,– стараться делать добро, и всё хорошо.

 Но проблема вся в том, что мы прекрасно с вами знаем, что действительно, есть люди, которые, может быть даже и неверующие, и прочие, они вот изначально такие добрые, просто Господь им такое сердце вложил. Есть люди изначально как бы такие злобные, трудные, в причины не будем сейчас вдаваться – почему. А большинство людей как бы находится посерединочке, так сказать, такое распределение нормальное Гауссовское. Этих мало – самых добрых, и этих мало – самых злых, а все остальные – посередине.

 И вот как же быть, чтобы всё-таки сместиться не в эту сторону злых, а в сторону добрых? Просто делать добро? Ну хорошо, а вот нет как-то в сердце. Конечно, я могу формально что-то делать, а так, чтобы действительно полюбить, как это призывается – не получается. Как себя менять? Менять в хорошую сторону?

 И вот это очень трудная проблема – с чего начинать. И Господь нам говорит, что необходима вера. И вера спасает, праведен не делами, а спасаешься только верою. Очень хорошо. А в кого веровать? Вот эти в того веруют, эти – в того веруют. И вот в этом всё дело, что христианство нам открывает веру в Спасителя. Он – единственный Спаситель. И как об этом узнать? Апостол Пётр в одном из своих посланий четыре раза говорит одни и те же слова: “Возрастайте в познании Господа нашего Иисуса Христа”.

 Помню как-то в воскресной школе, ещё много лет назад, пришёл один очень симпатичный человек, знаток Москвы, историк, и детям говорит, что мы завтра пойдём на экскурсию по Москве, по нашему городу, я вам расскажу то-то и то-то. А потом говорит: “А зачем мы пойдём по городу?” Ну, кто-то поднял руку, кто-то не поднял. “Чтобы лучше знать наш город”. – “Хорошо, лучше знать. А для чего знать?” Тут как-то все растерялись. Он говорит: “А знать для того, чтобы любить”. И это правда – мы не можем полюбить то, что мы не знаем. И вот поэтому, чтобы нам полюбить Христа, нам надо возрастать в Его познании.

 А ведь это самое главное. Четвёртое Евангелие, последнее Евангелие из четырёх, заканчивается эпизодом, когда воскресший Христос задаёт Петру трижды (то есть подчёркивает важность этого вопроса) самый главный вопрос: “Любишь ли Меня?” Пётр отвечает: “Да, люблю” – “Паси овец Моих”. Ещё раз: “Любишь ли Меня?” – “Да, Ты знаешь, Господи, я люблю Тебя” – “Паси овец моих”. Ещё раз: “Любишь ли Меня?” – “Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, я люблю Тебя” – “Паси овец моих”. То есть делай добро другим людям. То есть, из познания вырастает любовь.

 А что значит любить? Идти за Христом, довериться Ему, понимать, что – да! Он – Спаситель. Все остальные: цари, президенты, пятое-десятое,– это, так сказать, маленькие эпигоны, а не действительно спасители. И вот Он спасает, Он указывает тот путь человечеству, чтобы оно не уничтожило само себя, а главное – чтобы человек не уничтожил, не сделал совершенно мёртвой свою бессмертную душу. Потому что, если он с этим войдёт в будущую жизнь, то не найдётся для него там места, в нём ничего не будет сродни, он будет, как владыка Антоний как-то говорил: “Представьте себе человека, который ненавидит классическую музыку, поставят на весь век в концерт. Это же просто будет страдание и мучение”. Человек, который не любит добро, полон ненависти, попадает в царство любви. Что это такое?

 И вот здесь и возникает проблема: как нам всё это приобретать? Господь нам говорит, Евангелие всё говорит, всё христианство, Павел говорит, что “не я живу, а живёт во мне Христос”. То есть, довериться Ему и идти за Ним. А как идти, когда человек весь сосредоточен на себе? Господь говорит: “Отвергни себя, возьми крест свой и иди за Мной”.

 И вот это тоже трудно: как же так, у меня столько талантов, мне надо это развивать, я прекрасно рисую, я делаю то, это, а каким-то бомжам помогать – ерунда какая-то! Есть такой замечательный святой – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Когда он начинал свою жизнь, он был прекрасным художником, замечательно рисовал. Но он избрал путь врача. Только потому, что он видел жизнь вокруг себя. И говорил в своих воспоминаниях, что “я избрал это путь, хотя я совсем не любил ни медицину, ни все эти кровавые операции и всё прочее. Но я понимал, что сейчас народу вот это нужнее всего. И я стал на этот путь”. И свой талант точной руки художника он использовал – и стала точная рука хирурга. Вот замечательный пример для подражания.

 И вообще, наверное, для христианина служение медицине – это самое, наверно, прекрасное, потому что здесь-то люди больше всего страдают и самое такое уязвимое место. И здесь больше всего возможностей проявить именно добро и сострадание.

 Вот сколько открывается проблем. И у каждого какой-то открывается свой путь. Но ясно одно – отвергнись себя. То есть, если человек сосредоточен на себе, на своих проблемах, на своей боли – он закрыт для других. И поэтому нам важно мужество быть, такая есть книга одного американского богослова: “Мужество быть”. Быть – то есть переносить вот эти свои трудности, проблемы, но не думать, что ты самый страдающий, и уже ни до кого дела нет, и все только должны тебя жалеть, облизывать, окучивать и так далее. Мужество быть, оставить это всё, Господи помоги, и делать то, что можно делать вокруг себя. И делая, думаю, что человек приобретает, научается этой любви.

Сначала он делает как бы через силу. Много есть разных приёмов. Очень простой приём: сказать, что вот человек, который не очень симпатичен мне, а как бы и что я сказал бы, если бы на его месте был человек, который мне очень нравится, люблю я этого человека? Я переставлю их местами, и он будет этот человек. И сразу легче сказать, найти нужные интонации.

 Вот давайте об этом с вами подумаем, и будем учиться. Учиться этой любви, учиться добрым делам, потому что мы недаром называемся – ученики Христовы.

Аминь.