протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 марта 2013

Фонограмма


Рим., 13,11–14,4

11Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;

14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Глава 14

1Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

 

Мф., 6, 14–21

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день – последнее воскресенье перед началом Великого поста, времени, когда мы готовимся к встрече праздника Пасхи. Время, когда действительно мы совершаем какой-то новый, можно сказать, рывок в нашей духовной жизни, накладывая на себя какие-то определённые обязанности, какие-то трудности: и в пищевом воздержании, в воздержании от всевозможных развлечений, и так далее. И вместе с тем – время для духовного роста. Как в послании говорится: “Ныне ближе Господь к нам, чем тогда, когда мы только ещё уверовали”, когда только начали свой путь.

Сегодняшнее евангельское чтение, которое Церковь положила в этот день, является продолжением того чтения, которое было вчера, в субботу перед Неделей сыропустной. Так называется сегодняшний день в церковном календаре. Сыропустная – то есть когда мы отпускаем, удаляем из нашего рациона пищу, которая на церковнославянском называется сыр, то есть, всё, связанное с молочным. Другой вопрос, как кому по состоянию здоровья, и прочее, но, во всяком случае, вот такой замысел.

  И вот, во вчерашний день это было чтение начала 6-ой главы Евангелия от Матфея, а сегодня – продолжение этого же самого наставления, которое Церковь через этот евангельский текст даёт всем своим членам.

  И во вчерашнем чтении Господь говорил (и тем самым Церковь нам говорит) в отношении поста, прежде всего, о милостыне: “Не творите милостыни вашей перед людьми…” То есть, одно из первых дел поста – это милосердие. Не только материальные пожертвования на бедных, на храм, но так же, конечно, и милосердие по отношению к нашим ближним. Ибо милость может быть не только в деньгах, но и во времени, внимании, которое мы оказываем нашим ближним, кто в этом нуждается. Так что на первом месте, мы видим, Церковь нам напоминает именно о милостыне. И чтобы она была неявной, чтобы это не было напоказ, лицемерно.

  Далее Господь говорит о молитве во вчерашнем чтении. Не молиться напоказ, как было в те времена. У нас это сейчас не проблема, но здесь говорится и о другом, что “войди в келью, затворись и помолись Богу, Который втайне; и Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно”. То есть, в наших условиях чаще приходится так, что человек, живя среди своих членов семьи, которые неверующие, вынужден уйти в другую комнату, или кто-то в ванной, кто-то куда-то на лестнице… Но Господь и там видит и примет нашу молитву, так что пусть это нас не смущает. Но, конечно, лучше, когда это молитва семьёй, когда, если оба супруга верующие – молиться вместе, а не так как бывает – некогда, на работу убегаем и так далее. Ну, бывают какие-то исключения, но, как правило, когда есть возможность, конечно, лучше совместная молитва супругов.

  Так что речь идёт о молитве. И Господь даёт во вчерашнем чтении вот эту самую нашу главную молитву “Отче наш”. Единственную, которую нам Господь даёт, всё остальное оставляя нам на наше духовное творчество.

  И заканчивается это наставление: “Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого”. То есть, не посылай нам испытаний сверх того, что мы можем перенести, но избавь нас от лукавого, от сил зла, которые присутствуют в мире и которые доставляют массу зла и нестроений, разрушения жизней.

  И затем Господь поясняет эту молитву в отношении единственного, как бы, пункта – в отношении прощения, ибо и само воскресение называется Прощёным. “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный согрешения ваши. А если не будете прощать, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших”.

  Я думаю, что здесь не следует думать о том, что Бог как бы некий такой мстительный наблюдатель: вот простил – ага, ну и Я тебя прощу, а если не простил – ну всё, вот тебе Я это тоже не прощу. Думаю, что здесь происходит другое: когда мы не прощаем, когда наше сердце сковано желанием как-то или отомстить, или что-то в этом роде, такой вот болью, обидой, и так далее. Конечно, неизбежно, когда мы получаем какие-то рану, она не сразу заживает. Но если мы всё время будем её расчёсывать, то она никогда не заживёт. И поэтому нам важно, что мы не сможем принять эту любовь Божию прощающую, если мы сами скованы вот этой обидой, этим желанием всё время это вспоминать, и прочее. Так что здесь такой происходит процесс, когда мы закрываемся от Бога именно из-за того, что мы кому-то не прощаем.

  Кроме того, непрощение – оно проявляет себя и во многих других наших жизненных обстоятельствах. Когда мы легко кого-то осуждаем, когда подмечаем какие-то недостатки: вот, он не так сказал, не то сделал, и так далее, и так далее. Часто бывает, что такие люди, жизнь их полна замечаниями, тем, что другие сделали не так, и что их человек осуждает. То есть, тем самым как бы не прощает людям. Хотя это может быть не против него, но вообще не прощает какие-то недостатки. Поэтому нам так важно избегать всячески и осуждения в том числе, которое тесно связано с этим непрощением.

  Также Церковь нам через эти слова Евангелия даёт важные наставления: “Не будьте унылы во время поста, как лицемеры”. То есть, не демонстрировать, не обсуждать: вот я так пощусь, так пощусь. Словом, всё это призывает нас к тому, что называется простым, важным словом, таким важным для христианства словом – скромность. И Господь далее подчёркивает: “Чтобы нам явиться постящимися не перед людьми, а перед Отцом Небесным”.

  И самое главное: “Не собирайте сокровищ на земле”. Конечно, человеку необходимо иметь кров над головой, еду, одежду... Но чтобы это не было целью, а лишь средством. А целью: “Собирайте сокровища на небе, которые невозможно у вас похитить”. Потому что, когда окажемся в какой-то трудной ситуации, мы можем всего лишиться, а вот сокровища сердца останутся всегда с нами.

  Замечательно говорит преподобный Серафим Саровский, что “цель христианской жизни – стяжание Святаго Духа”. Как это происходит? А происходит прежде всего через нашу любовь к Сыну Божьему, ко Христу Иисусу. Когда мы читаем Евангелие, чтобы Его ближе узнавать, чтобы к Нему ближе быть, чтобы Его больше любить – это самое главное. Об этом спрашивает апостола Петра Господь в последней главе Евангелия от Иоанна: “Любишь ли Меня, Пётр?” – трижды спрашивает. И так Он спрашивает каждого из нас. Если – да, то же самое наставление: “Паси овец Моих”, трудись для Моей Церкви, трудись для того, чтобы больше и больше приходило учеников ко Мне.

  Вот давайте с этим наставлением и войдём в это замечательное, такое важное для нас время Великого Поста.

Аминь.