протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
7 апреля 2013


Евр., 2, 11-18.

11Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:

 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,

15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

 

Лк., 1, 24-38.

24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что' бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка'к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний праздник Благовещения – праздник нашего центрального престола – в тропаре, то есть в главном песнопении праздника, называется “Днесь спасения нашего главизна”, то есть отсюда начинается самое главное в нашем спасении.

 И, действительно, события праздника Благовещения утверждают две важнейшие христианские истины. Первая – то, что Сын Марии, Иисус из Назарета, не только истинный человек, но и истинный Бог. И то, что Он истинный Бог, утверждается рассказом евангелиста Луки.

 Невозможное человекам – спасение, обожение, то, ради чего человек был создан, имея единственный из всех творений образ и подобие Божие, потому что человека отделяет непроходимая пропасть от самых разумных, казалось бы, существ со сложным поведением. У человека есть душа, разум, творчество, чувство красоты. Есть чувство нравственное, добра и зла. Только у человека из всего сотворённого мира.

 И вот человек на протяжении своей истории искал этого приближения к Богу, к истине. Понимал, что в нём есть нечто такое, что не соответствует его предназначению. Библия называет это грехопадением, и, в сущности, каждая религия искала этого, искала Бога, как она Его представляет.

 И христианство есть действительно ответ Бога человеку на поиски истины, на поиски религии. Бог приходит Сам в этот мир и совершается нечто необычайное – соединение Божественной природы с природой человеческой. Невозможное для человека стало возможным для Бога.

 И в то же время согласие Марии стать Матерью Мессии говорит о том, что для этого чуда, для этого события, которое изменило всю историю мира, необходимо участие, согласие человека. Как и во всяком человеческом важном деле. Не только помощь Божья, не только чудесная поддержка, но и согласие человека. Когда нет этого – Бог не в силах человека заставить, потому что Он дал ему свободу.

 И вот это событие совершается. И, действительно, мы видим, что вся дальнейшая жизнь Сына Марии, и отрочество, и далее, и далее, как показывает Евангелие, что Он не просто прекрасный человек, пострадавший за свои убеждения, а Он действительно несёт в Себе какую-то иную природу, не похожую на нашу человеческую, даже в самых лучших проявлениях сынов человеческих.

 Никто из основателей религии не говорил так, как говорил Иисус: “Я и Отец – одно. Видевший Меня – видел Отца”. Все они создавали вот эту огромную дистанцию между человеком и Богом. Все они проходили период какого-то кризиса и перелома в жизни, после которого открывалась истина. И только Иисус с детства говорит Марии и Иосифу, которые находят Его в Храме, потеряв в Иерусалиме: “Зачем вам было искать Меня? Разве вы не знаете, что Мне надо быть там, что принадлежит Отцу Моему?”.

 И в дальнейшем Господь являет именно вот это самосознание (нигде в Евангелии мы не видим даже следов какого-то перелома), изначальную ровную уверенность в том, что Он и есть Сын Божий.

 И вот эту истину нам подтверждает евангелист Лука и тем, что рассказ о Благовещении следует сразу за рассказом о том, что состарившийся священник Захария будет иметь счастье отцовства. Он и его жена были праведны перед Богом, но не имели детей, как рассказывает в самом начале своего повествования евангелист Лука. И они всё время молились об этом. И вот ему ангел является, когда он входил в алтарь, раз в год, как положено было священникам в своей череде, и говорит, что “жена твоя зачнёт, ты будешь иметь сына”. И он удивляется – как это может произойти? И ангел говорит: “За то, что ты не поверил, вот ты будешь молчать, пока это не совершится”. И, действительно, он потерял дар речи, и когда выходил из храма, то народ понимал, что он имел видение, объяснялся знаками.

 Казалось бы, то же самое происходит и с Марией, когда ей ангел говорит что: “Зачнёшь, родишь Сына, и Он наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над Израилем во веки”. Она тоже спрашивает: “А как это будет, когда Я мужа не знаю?”. И ангел ей отвечает: “Дух Святый найдёт на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя”.

 Казалось бы, сходно. Недоверие и в первом, и во втором случае. Но в первом случае понятно, что такого рода события, когда в старости люди имели детей, хотя, казалось бы, все законы естества против этого – были в истории. Так было с Авраамом, так было с пророком Самуилом, который родился от престарелых родителей. То есть, Захария вполне мог дерзновенно помыслить, что то же самое произойдёт и с ним. Но то, что было сказано Марии – этого не было никогда.

 И поэтому евангелист Лука сопоставляет эти эпизоды, ставя их друг за другом, подчёркивая, что здесь происходит такое, чего никогда не было. И даже это недоверие, желание удостовериться, оно не осуждается, а поощряется и объясняется Господом через ангела.

 Вот такое удивительное событие мы с вами празднуем сегодня. И так важно для нас, что именно это событие связано с освящением нашего центрального престола. Как для нас важно, что то, что произошло, изменило всю историю мира, меняет историю каждого из нас – человеку открывается этот доступ к Богу. Пусть Господь благословит нас всех в этот день, всю нашу жизнь, чтобы нам глубже и глубже, по-настоящему понять, что христианство – это новая, это другая жизнь. Когда Сам Господь приходит к нам, становится нашим другом, братом, не только Отцом и Творцом, но и тем, как один из нас, для того, чтобы мы стали как Господь нас создал и к чему призвал.

Аминь.