протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
14 апреля 2013

Фонограмма


Евр., 6, 13-20.

13Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

 18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

 

Мк., 9, 17-31.

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста”. Вот такие слова мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении, которые Господь говорит ученикам на их вопрос: “Почему мы не смогли исцелить этого отрока, одержимого нечистым духом?”

 В самом деле, мы в начале Евангелия встречаем такие места, где ученики Иоанновы и фарисейские ученики упрекают Иисуса, упрекают Его учеников: “Почему мы и фарисеи постимся и молимся, а Твои ученики не постятся?” Господь им отвечает: “Могут ли поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придёт время, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься”.

 И вот мы видим, что это время приближается. И, по-видимому, ученики слишком находились в таком состоянии эйфории что ли, радости, что Господь с ними, что их люди слушают, даже бесы какие-то исходят. А в каких-то трудных случаях – не получается. Потому что настаёт другое время. Как Господь и говорит: “Наступит время, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься”.

 И это время, мы видим, приближается в повествовании, потому что после того, как ученики не смогли изгнать, Господь освободил этого отрока по вере отца, который “верую,– со слезами говорит,– помоги моему неверию”. И так вот, собственно, наставление для каждого из нас. Если даже не хватает нам веры, мы просим: “Помоги нашему неверию”. И Господь в ответ на это, мы видим, может совершать великие дела.

 И вот наступает время, когда действительно приближается необходимость поста и молитвы. Когда вот эта радость пребывания Господа рядом с учениками уже заканчивается. И поэтому Господь и говорит после этого эпизода такие слова: “Вышедши оттуда, проходил через Галилею; и не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет”.

 Именно к этим событиям мы и приближаемся с вами на протяжении Великого поста, всё ближе и ближе. И поэтому для нас важно обратить внимание (если у нас сначала, может, кто-то не сразу включился), вот – молитва и пост.

 В самом деле, мы в Священном Писании видим как бы два образа поста. Сравнивают тот, который был завещан Адаму в раю: “От всякого плода ешь, но от дерева познания добра и зла – не ешь от него”. Вот такое воздержание было необходимо. Не стремиться завладеть всем, не стремиться стать как Бог, а остаться Его учениками, остаться Его детьми. И мы знаем, что Адам не выдержал этого искушения, соблазнился получить знания, “быть как боги”, и со всего этого началось отпадение от Бога и существование человека за счёт только сил природы. А сила Божия, которая действует в человеке, всё уменьшалась и уменьшалась.

 И поэтому так важен тот, другой образ поста. Сорок дней Господь был в пустыне, и там молился, и напоследок взалкал. И тогда с искушением приступает к Нему дьявол, и мы знаем, что Господь отверг эти искушения, устоял. И именно благодаря этому в силе духа возвращается в Галилею для проповеди.

 Вот почему для нас так важны эти два как бы крыла, которые нас поднимают над землёй, над нашими грехами – молитва и пост. Разумеется, каждый в свою меру, но молитва, конечно, непременно, особенно молитва Ефрема Сирина, которую мы читаем: “Господи и Владыко живота моего!” Прекрасная молитва, которая послужила для Пушкина основанием известного стихотворения:

 

Отцы пустынники, и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв…

 

Так что и нам, конечно, следует эту молитву Ефрема Сирина повторять и утром, и вечером. Вдумываться, что там содержится то самое важное наставление, которое должно быть во главе угла нашей духовной жизни в это время поста.

И ещё Церковь сегодня нам напоминает об этом восхождении памятью Иоанна Лествичника. Это пришло в историю позже, чем сложились евангельские чтения. Но понятно, что все духовные важные события, они все имеют единый источник – Господа и наше духовное возрастание. Когда Иоанн Лествичник был настоятелем монастыря святой Екатерины, в Синайском монастыре, он и сейчас этот монастырь есть, и сейчас путники поднимаются ночью, начинают своё восхождение, чтобы встретить восход солнца на вершине этой горы, на которую, по преданию, восходил Моисей, чтобы получить скрижали Завета. И вот восходят эти путники, туристы, ну сейчас с разным настроением восходят, понятно. Но, наблюдая это восхождение с факелами, в своё время, ещё в 7 веке, Иоанн Лествичник понял, что и жизнь человека тоже состоит в этом самом восхождении. Восхождении упорном, в труде, потому что без труда, без усилий ничто в жизни не совершается, в том числе наша духовная жизнь.

 Поэтому сейчас, в оставшееся время поста, Церковь тем самым призывает нас к этому продолжению нашего восхождения. К тому, чтобы мы не забывали и о посте, и о молитве, и о делах добрых, о храме, о молитвах здесь, в храме, чтобы Господь благословлял наши сердца, чтобы мы с радостью и как бы обновлённые вошли в празднование события Святого Воскресения.

Аминь.