протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
21 апреля 2013

Фонограмма


Евр.9,11-14.

11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

 

Мк.10,32-45.

32Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

33вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

41И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо'льшим между вами, да будет вам слугою;

44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение начинается словами Господа о том, что “вот, мы восходим в Иерусалим”. И последующий текст после этого говорит о том, что Иисус входит в Иерихон. То есть понятно, что речь идет не о том, что вот уже Иисус поднимается вблизи Иерусалима, на гору Елеонскую, а находится еще на пути. Иерихон отстоит еще на какое-то количество дней пути от Иерусалима, но уже этот путь так и назывался “восхождение в Иерусалим”, как место высокое и в географическом смысле, и в духовном смысле.

И, действительно, в следующее воскресенье мы будем с вами читать Евангелие о входе в Иерусалим. В последний раз Господь входит в Иерусалим, и затем, на Страстной неделе день за днем мы будем вспоминать все события, слова, поучения, день за днем будем вспоминать жизнь земную Господа, последние Его часы, и, наконец, придем к Голгофской трагедии.

И вот здесь, на пути, Господь говорит о том, что будет. Он не скрывает это от учеников, наоборот, говорит им всю правду, но наталкивается на полное непонимание. И слова о том, что Сын Человеческий будет предан в руки грешников, что над Ним надругаются, Его оплюют, и бить будут, и распнут, и убьют, и в третий день воскреснет – по-видимому, ученики понимали как некую метафору, что, конечно, будут трудности, но в конце концов мы победим, всё будет хорошо. И поэтому два любимых ученика, Иаков и Иоанн, проявляют вот это полное непонимание и говорят: “Господи, дай нам сесть одному по правую, другому по левую сторону от Тебя”. Они уже делят портфели в будущем правительстве. А Господь им говорит: “Не знаете, чего просите”. И затем говорит о том, что “вы знаете, что вельможи властвуют над народами, цари господствуют над ними, повелевают ими. Но между вами да не будет так. Но кто из вас хочет быть первым – будь всем слугой. Кто хочет быть старшим из вас – будь всем как раб”, то есть еще больше служи всем.

И вот на самом деле здесь не просто некое нравственное повеление, а некая, я бы сказал, политическая установка христианства. Речь идет о том, что любое наше земное устройство, оно всё равно включает в себя власть одних людей над другими. И людям кажется, что, сменив власть, как-то будет лучше. Ну, действительно, может быть, демократия обеспечивает лучший порядок, более равные, одинаковые условия, но, с другой стороны, мы знаем, что совершенно демократическим путем к власти пришел Гитлер! Мы знаем, что Черчилль говорил о том, что “демократия – очень плохая вещь, но лучшего ничего нет, всё остальное только хуже”. И, тем не менее, мы понимаем, что если один пришел демократически, Сталин пришел путем захвата власти одной партией, потом захвата власти внутри этой партии, и вот родилось два тоталитарных режима из чисто человеческих инструментов власти. И как к ним относиться христианину?

Мне вспоминается, я недавно прочел книгу (она есть у нас в киоске) о Терезе Калькуттской. О том, как ее одна из жительниц Калькутты – беднейшего города, с массой нищих на улице, на тротуарах – она просит помощи в каком-то ее социальном деле и говорит: “Ну Вы разве не понимаете, что Калькутта – совершенно коррумпированный насквозь город? Здесь ничего без взятки нельзя сделать”. (Что-то нам это напоминает). “Неужели Вы этого не понимаете?”. А она ей отвечает: “Я знаю, что это так, что Калькутта – коррумпированный город. Но я знаю, что в ней есть и хорошие люди. И я смотрю на хорошее. Потому что, если мы будем только осуждать людей, у нас не останется времени для того, чтобы их любить”.

И вот – христианский принцип отношения к людям, который Господь провозглашает. И только это изменит общество. Немножко лучше Президент, немножко хуже… Так избрали, не так избрали, и всё прочее… Но оказывается потом, что это всё люди, которые правят человеческими методами, методами подавления, насилия, и так далее. Это всё равно общество не исправит. Мы видим как самые демократические страны, вроде бы процветающие, тратят безумные деньги на какие-то дорогостоящие сооружения, какие-то огромные здания, наверху устраивают какие-то бассейны, в которых катера плавают на высоте сто метров над землей, и так далее. Полная нелепость! Таких примеров множество. В то время когда рядом тысячи людей живут на помойках.

И вот Господь говорит о другом – что изменить это может только изменение каждого человека. Когда каждый будет служить другому. Не ожидать, чтобы ему служили, повелевать другими, а служить другому. И вот если это будет входить в сердца людей, то жизнь будет меняться. И поэтому та же самая мать Тереза, когда ей говорили, уже на склоне лет: “Мать Тереза, Вам 70 лет, неужели Вы не понимаете, что Вы скоро уйдете из жизни, и как мир был, он таким и останется?” А она отвечает: “Я это прекрасно понимаю. Но я хочу быть всего лишь капелькой в огромном океане жизни, той чистой капелькой, где отражается любовь Божия. Если Вы согласны со мной, то у нас будет уже две капельки. Вы женаты?” – “Да, женат” – “Поговорите со своей женой. Может, она согласится со служением. Нас будет три капельки. У Вас дети есть?” – “Есть, трое.” – “Ага! Вот хорошо! Давайте детей Ваших тоже привлекайте к этому служению и нас будет шестеро, и так далее”.

Вот таков ответ Евангелия на наше вопрошание о справедливости и несправедливости в окружающем нас мире. Я думаю, что эта весть необычайно важная для каждого из нас. И важная не только теоретически, но и практически. Потому что служение и правильное отношение в семье, на работе, с соседями, в храме, в общине, в государстве – всё на самом деле упирается вот в это. Что человек хочет? Чтобы ему служили? Или он желает, как Господь сказал, “хочешь быть старшим – послужи другому. Ибо и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупление многих”.

Аминь.