протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 апреля 2013

Фонограмма


Флп.4,4-9.

4Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

  7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,– и Бог мира будет с вами.

 

Ин.12,1-18.

1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

  5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10Первосвященники же положили убить и Лазаря,

  11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

  13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

  15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний праздник – вход Господень в Иерусалим – несет в себе одновременно и черты великой радости, и уже знаки приближающейся трагедии. Мы видим, что в доме Лазаря воскрешенного, друга Иисуса, его сестра Мария помазала Ему ноги миром, отерла волосами своими, сама, быть может, не вполне понимая, что она совершает пророческое действие: предвозвещает то, что не будет времени помазать, что в скором времени Господь будет распят, убит, и даже не будет времени совершить все погребальные обряды по обстоятельствам времени. Мы уже слышим о том, что из недовольных этим ее расточительным приношением драгоценного мира Господу один Иуда решается сказать, что можно было бы его продать и раздать нищим. Иоанн, в отличие от других евангелистов, поясняет, что это не от того, что он о нищих заботился, а от того, что был нечестен на руку и брал что-то себе, откладывая, и поэтому вот эта его нечестность стала одной из причин его предательства в конце концов.

Евангелист Лука, рассказывая об этом событии, говорит также и другие детали. Когда Иисус приблизился к этому спуску с горы Елеонской, народ Его приветствует, празднует, ветвями размахивают, одежды постилают, а Иисус плакал, взирая на Иерусалим и говорил: “О, если бы ты хотя бы в сей час узнал о времени посещения твоего!”, то есть выбрал бы тот единственно правильный путь, который сохранит и жизнь, и сохранит предназначение народа, и всё, что Господь от него ожидает. Потому что два разных направления было диаметральных. Саддукеи и фарисеи стремились установить какое-то статус кво с оккупационными властями путем предательств и компромиссов, а, напротив, зилоты стремились поднять отчаянное восстание, не понимая бесконечно превосходящую мощь Римской империи, которая конечно раздавит этот маленький народ без всякого сожаления, что и произошло в 70-м году после Рождества Христова.

И в то же время – праздник. Праздник, потому что, как в сегодняшнем тропарем праздника поется: “Общее воскресение, прежде Своея страсти уверяя, – то есть заверяя нас, что наша жизнь не кончается могилой и гробом, а общее воскресение, – из мертвых воскресл еси Лазаря”. И вот, это общее воскресение и подвигло народ к тому, что он встречает Господа, причем не только люди из Галилеи, которые видели там чудеса, в Капернауме, на Генисаретском озере, но и уже здесь. Это чудо с Лазарем произошло совсем близ Иерусалима. И поэтому многие жители центральной части Иудеи тоже вышли встречать удивительного Пророка, Который воскрешает мертвых, с ветвями, как встречают царей. И даже само действие Марии, помазавшей миром Его ноги, тоже имело и другое значение – помазание на царство.

Народ вспоминал то, как во время праздника хануки приветствовали новую династию Макковеев, освободивших Израиль от греческого деспотизма, и этот мотив тоже имелся в этом празднике, почему и боялись саддукеи и всякие правящие круги, что этот новый царь поднимет на какой-то видимый бунт и римляне придут и уничтожат весь народ, подавляя этот бунт, и как сказал первосвященник: “Вы ничего не понимаете. Лучше одному человеку погибнуть, чем погибнет весь народ”, тем самым предсказал, что Иисус умрет за народ. То есть, поиск вот этих компромиссов и так же пути терроризма – не то, что ожидает от нас Господь. Он ожидает следования истине, следования Христу, и вот именно это и провозглашает сегодняшний праздник, когда мы, вслед за толпой, приветствуем Господа, пусть не пальмами, а веточками верб. Приветствуем нашими песнопениями, приветствуем той радостью, о которой Господь возвестил нам, радостью пришествия, той цены, которая будет заплачена за эту радость, за это воскресение.

Пусть Господь благословит нас, чтобы эти оба события сочетались в нашем сердце, не затемняя друг друга, потому что в нашей жизни мы действительно подвержены всем скорбям и болезням, и в то же время Господь нам приоткрывает завесу будущего Царствия, в которое войдут все уверовавшие в Господа.

Аминь.