протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
12 мая 2013

Фонограмма


Деян., 5, 12-20.

12Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

 

Ин., 20, 19-31.

19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день называется в нашем церковном календаре довольно трудным для нас словом – Антипасха. Мы с вами привыкли, что слово “анти” – означает “против чего-то”, например, антифашист или антивоенный, и другие многочисленные слова с этим предлогом. И в данном случае здесь имеется в виду второе значение “анти” – “вместо”. Вот как у нас на престоле такая есть ткань, куда зашивается, вкладывается частичка мощей какого-либо святого, и называется “антиминс” – “вместо престола”, того престола, на котором раньше совершали литургию на гробах мучеников, как бы воспоминание о смерти и Воскресении Христа. И вот вместо такого престола частичка мощей, вшитая в ткань, которая называется “антиминс”.

И сегодняшний день, называемый Антипасха, это не то, что против Пасхи, а как бы вместо, как бы вторая Пасха. Почему так? Потому что это Пасха, которая наступила уже для Фомы, наступает для тех людей, которые сразу не поверили в Воскресение Христа. Фома, мы знаем, в первый день после субботы, когда Господь явился ученикам, не был с ними. По-видимому, он был из тех людей, которые предпочитают переживать какое-то горе, страдание, в одиночестве. Бывают такие люди, вот Фома, наверное, был один из них.

И когда ученики ему сказали: “Мы видели Господа”, он не хотел в это поверить. И через восемь дней, в такой же день, все ученики были вместе, и Фома уже был с ними на этот раз. И Господь пришёл и сказал ему: “Подойди, вложи руку твою”. То есть, те самые слова, которые сказал Фома, что он пока вот не вложит руки, пока не коснётся ребр – не поверит. Из чего Фома сразу понял, что это не какое-то видение, не что-то такое кажущееся, а Господь, Который знает его мысли, Господь, Который видел его, когда он говорил ученикам, что “нет, пока не прикоснусь – не поверю”. И Господь ему об этом и говорит.

И вот этот эпизод является замечательной иллюстрацией на все времена одному очень хорошему размышлению по поводу сомнений; что противоположным вере является не сомнение, а равнодушие. Вот если бы Фома сказал: “А, это всё меня не интересует”, как во время проповеди в Афинском ареопаге апостола Павла, когда он стал говорить о Воскресении Иисуса, о том, что Он этим подтвердил Своё мессианство, то, что Он – Сын Божий – все так насмешливо поусмехались и вежливо сказали: “Ну, об этом мы тебя послушаем в следующий раз”, и все разошлись. То есть такое равнодушие. Конечно, следующий раз не наступил, понятно. А вот здесь Фома страстно хотел поверить в это. “Пока не вложу” – с такой силой говорил. И в ближайшую возможность он был с учениками, и сразу уверовал. И Господь ему сказал, что “ты поверил, потому что видел. Блаженны не видевшие, но уверовавшие”.

Понятно, что мы с вами тоже не встречали Господа так, как встретили Его ученики, или как встретил тот же Фома, но мы верим опыту тех людей, которые Его видели. И верим тем святым, которые действительно провели радостную, прекрасную жизнь, именно потому, что они в какой-то момент по-своему встретили Иисуса.

Мы знаем об апостоле Павле, который из гонителя совершенно необъяснимым образом стал страстным проповедником Евангелия и Христа, как Сына Божия. Да так, что его послания до сих пор являются неисчерпаемым источником для христианского богословия.

И для нас это тоже имеет значение не только как историческое событие, но и сейчас, потому что мы знаем, что нас тоже окружает множество людей, которые говорят: “Ну вот, хорошо бы какое-нибудь чудо такое случилось бы, вот тут нам сразу было бы легче верить. А то так вот ничего такого не случается”. Ну, начинается благодатный огонь, доказывают, что нет, он все-таки сам собой зажигается, хотя непонятно, как же поджигает свечки и в другие страны размещают, на самолётах даже. Словом – мы окружены людьми, которые, подобно Фоме, нуждаются в том, чтобы прикоснуться к Господу.

Апостол Павел нам говорил, что Церковь есть тело Христово. И вот прикоснуться к Господу современный человек чаще всего может именно через Церковь. Но при этом важно, чтобы Церковь являла ему действительно образ Христа, действительно являла ему образ вот такой бескорыстной любви, такого внимания, такого понимания, которого нигде в мире они больше не встретят. Вот поэтому Господь и говорит своим ученикам, в том числе и нам с вами: “Вы – соль земли”.

Вот нам так важно об этом помнить, потому что, как я уже писал в письме приходу на сайте, что сейчас ситуация очень изменилась по сравнению с 90-ми годами, когда люди, казалось бы, пошли толпами в храмы, и крестились, и прочее. Но, как потом оказалось, что это всё-таки в большинстве случаев, не во всех, но во многих случаях, оказалось поверхностным. Люди ожидали чего-то вроде православной обереги, какой-то такой помощи в их земных делах. Если Господь даёт такую помощь – ну значит да, хорошо. Сколько людей приходится выслушивать даже сегодня, что вот у меня было трудное положение с работой, в семье, осенью я ходила в храм, а сейчас всё стало хорошо, и я с осени не была. Как говорится: гром не грянет – мужик не перекрестится.

Это говорит, кроме всего прочего, о том, что нам так важно быть вот этим образом Церкви, Которую Христос создал. Тем, что люди хотят в нас видеть: хотят видеть прежде всего любовь, хотят видеть прощение, хотят видеть добро и к этому стремиться. И это очень трудно, потому что Господь сказал ученикам, и нам с вами говорит: “Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас. Меня гнали, и вас будут гнать. Но Моё слово соблюдали, и ваше соблюдут”.

Так что не будем этого бояться. И тем более нам сегодня предстоит как раз молебен, вот, во дворе мы соберёмся (я потом подробно объясню) о начале строительства дома прихода. Все необходимые документы получены и осталось единственное препятствие – недовольство жителей соседнего дома, которые не хотят, чтобы рядом была стройка, шум и так далее. Они массу объяснений приводят, но на самом деле вот это. Так что нам важно понимать, что окружение наше из этого дома – там больше двухсот квартир, а прихожан к нам ходит – три человека из этого большого дома, а постоянная – одна.

И так в общем-то по всей Москве, по всей России – тем более. Так что мы должны понимать, что мы живём в окружении, которому мы должны свидетельствовать собой, своей жизнью, своим отношением к этим людям, которые к нам относятся часто открыто враждебно, отношением другим. Поэтому сегодня к словам молебна о начале всякого дела будем присоединять и слова прошения о ненавидящих и обидящих нас. Так что внимательно будем к этому прислушиваться и сердце своё располагать так, чтобы мы на всё это реагировали не как люди мира сего, а именно как христиане. Это не просто, это сложно, этому надо учиться, но будем учиться. И пусть пример апостола Фомы, который уверовал сегодня, и сомневающимся открыл путь, сказав, что всё это написано для того, чтобы мы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий.

Аминь.