протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
26 мая 2013

Фонограмма


Деян., 9, 32-42.

32Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

 

Ин., 5, 1-15.

1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Как мы видим, после праздника Пасхи до праздника Пятидесятницы, Святой Троицы, читается книга Деяний святых апостолов, и читаются отрывки из Евангелия от Иоанна. Почему так? Книга Деяний апостолов – понятно, потому что рассказывается о том, как же жила христианская община после Воскресения Господа Иисуса. А Евангелие от Иоанна, которое было и написано после первых трёх синоптических Евангелий от Матфея, Марка и Луки, как бы уже даёт нам ретроспективный взгляд, как бы издали оценку – что же произошло в Иудее с приходом Иисуса из Назарета, с Его трудом, с Его чудесами, и затем смертью и Воскресением. Как бы даёт такой уже оценочный взгляд – Кто же Он был, ещё раз показывает.

 И вот сегодняшнее евангельское чтение, всем хорошо знакомое исцеление расслабленного, то есть парализованного человека, тоже рассказывает о том, что в мир пришла совершенно иная сила жизни. Всё то, что было до этого, то, что как-то помогало, вот эти природные явления: в этой купальне иногда возмущалась вода, и те, кто там были, сходили, и кто сходил первый, тот получал исцеление, остальные, конечно, уже не успевали.

 И вот Иисус приходит в это место, где, как Евангелие говорит, лежало множество слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. Мы представляем, что было у нас, когда мы кормили бездомных, понятно, люди, живущие на улице, люди, которым трудно где-то помыться, и так далее, такой запах был неприятный, и всё прочее. И легко себе представить, что было там, когда 38 лет человек лежит в этом месте, и множество других людей. Такое мрачное, зловонное место.

 И Господь сходит, как бы сходит в глубину человеческого несчастья. Сходит в это со Своей новой силой и говорит расслабленному: “Хочешь ли быть здоров?” То есть всякое действие Божие совершается по-настоящему тогда, когда мы этого хотим. Господь ничего не делает насильно, помимо нашей воли. Человек говорит: “Конечно да, хочу, но вот никто не может мне помочь, пока я соберусь, парализованный, сойду, уже кто-то другой сходит прежде меня”, и так далее. 38 лет он там находится.

 И вот Иисус говорит ему: “Встань, возьми постель свою и иди в дом свой”. И он тотчас получил исцеление. Тут уже не природные силы, не человек, который помог пройти без очереди, попросил кого-то уступить, и всё такое. Все эти естественные силы остались позади. Пришла новая сила, исцеляющая всего человека. Он взял, послушался Господа, взял свою циновку, на которой лежал, и пошёл в свой дом.

 Но это произошло в субботу, как и многие исцеления, которые совершал Иисус. Ему стали говорить: “Вот, сегодня день субботний, ты напрасно несёшь эту свою циновку, это не положено делать в субботу, это работу ты совершаешь”. А он сказал: “Тот, Кто меня исцелил, сказал мне – возьми циновку свою и иди в дом свой”. И они сказали: “Кто же Тот Человек?”. И потом он Его увидел и сказал, что это Иисус и пошёл, сказал врагам Иисуса, что это был Иисус, Который его исцелил. Это уже продолжение чтения, в сегодняшнем отрывке этого нет, но это продолжение этого же самого текста. И стали гнать Его за то, что Он такие дела делал в субботу.

 И вот мы видим, что конфликт между старым и новым, конфликт между привычной человеческой жизнью по сложившимся обычаям, традициям, и новой силой, которая входит в этот мир. И люди отчаянно сопротивляются. Те люди, которые, казалось бы, были призваны узнать пришедшего Мессию, которые, казалось бы, должны были понять, что не может человек своими только силами человеческими совершать такие чудеса. Но нет, раз Он делает это в субботу, нарушает закон – значит, Он не от Бога. Господь говорит на это в другом месте совершенно определённые слова о том, что не может дерево доброе приносить плоды худые и наоборот. Дерево познаётся по плодам. Нет, это неважно. Нет, Он нарушил субботу, значит не от Бога этот человек, и так далее.

 Почему это происходит? И как часто это в истории происходило! Когда сложившийся обычай, пусть благочестивый обычай, отодвигал людей от святыни. Почему так? Потому что люди забывали о том, что две заповеди существует, которые неразрывно связаны между собою – любить Бога и любить человека. Если мы будем только любить Бога, забывая о человеке, то окажемся такими фарисеями, которые будут приносить в жертву людей, в жертву сложившимся традициям и обычаям.

 Это было на протяжении истории христианской Церкви, и продолжается в наше время, когда традиция оказывается важнее, чем, действительно, благодать и милость Божия. Мы знаем что, например, в Европе XIX-го века и ранее, даже в XVIII-м веке, когда возник протестантизм, именно в желании нести Слово Божие людям, читать на понятном языке – в этом был конфликт, потому что читалось только на латинском языке в Церкви. Народ не мог понимать и даже не мог дома читать эти Евангелия, потому что они были на непонятном языке. И движение было именно за то, чтобы читать на родном языке: немецком, голландском, шведском, и так далее.

 И восставали против этого, и возник раскол в Западной Церкви. И в XIX-м веке Католическая Церковь даже запрещала мирянам читать Евангелие. Библия – вообще считалось, что это протестантская книга. Вот, читают на латинском языке, так сказать, чувствуют какой-то такой священный текст – ну и достаточно тебе, больше тебе и не надо. И люди лишались Слова Божия. Слава Богу, что уже к XIX-му веку, началу XX-го века это закончилось, и был действительно такой настоящий библейский бум – переводили Библию на много-много других языков. И католики стали переводить, и читать в храмах уже после Второго Ватиканского Собора, на местных языках: французском, немецком, и так далее.

 Так что проблема эта всегда существует, потому что людям обычаи, традиции, благочестие оказываются дороже человека, забывая о том, что Господь сказал две заповеди. Вторая, подобная ей: “И ближнего как самого себя”. На этих двух заповедях стоит Закон и Пророки. Поэтому, когда мы забываем о второй заповеди, то человек приносится в жертву субботе. Господь неоднократно именно на это и напирает, не случайно исцеления совершает в субботу. Он говорит, что “суббота для человека, а не человек для субботы”.

 Всякая традиция, всякие благочестивые обычаи существуют для человека, для его спасения, а не просто сами по себе. Потому что бывает так, что благочестие отгораживает человека от святыни и лишает её. Как сложившийся в России обычай и в XIX-м веке, и уже в XX-м веке, в советское время – причащались два раза в год, а вообще даже один раз, ну один уж обязательно, Великим Постом, и даже справки брали от батюшки приходского, что причастился, исполнил, как называлось, свой гражданский долг.

 Нам сейчас это странно слышать. Та свобода, которая сейчас у нас есть, она не снилась в XIX-м веке, вы не могли бы прийти в XIX-м веке в этот храм, только те, кто рядом живут, вот в этом приходе. А вы – вот есть рядом храм, туда и ходите, в Бутово или где ещё. Так что у нас, слава Богу, другие порядки. Когда проповедь священника могла быть произнесена только после того, как он её напишет, отдаст архиерею, архиерей её прочтёт, одобрит, подпишет, пошлёт ему обратно, и так далее. Ну представьте, в какой-нибудь Тамбовской или Рязанской области – насколько это возможно? И поэтому проповедей не было в силу того, что преосвященный должен проверить, прежде чем её услышат люди.

 Вот давайте об этом помнить, что в этом противостоянии между законом и благодатью всегда должно помнить об этих двух заповедях неразрывных – любить Бога и любить ближнего. Одна в отрыве от другой становится не просто ересью, а становится врагом Божьего замысла о спасении человека и его исцелении.

Аминь.