протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
9 июня 2013

Фонограмма


Деян. 16, 16-34

16Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

21и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками

23и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

30и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

 

 

Ин. 9, 1-38

1И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5Доколе Я в мире, Я свет миру.

6Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Евангельские чтения, которые уже много веков назад избраны для воскресных дней между Пасхой и Пятидесятницей, которую мы называем праздником Троицы, они все имеют целью показать – Кто же был Господь Иисус. Ответить на этот самый вопрос, подчёркивая, что Он именно был Сын Божий, Который принёс на землю новую жизнь, новое бытие. Поэтому и весть о нём называется радостной вестью – Евангелием.

 И вот мы видим, что это новое бытие часто не вмещается в привычные рамки. Вот, в последние недели мы читали: Неделя была о расслабленном (человек, которого Господь исцелил в субботу, когда нельзя было совершать никакую работу, а исцеление тоже рассматривалось, как работа). Затем, в прошлое воскресенье, читали Евангелие о Самарянке, когда Господь тоже нарушает принятые правила этикета, разговаривает один на один с женщиной, да ещё с Самарянкой.

 И сегодня, об исцелении слепорождённого, которое тоже совершается в субботу. И тоже вокруг этого возникает целый спор, прения. И конечно, перед нами стоит вот этот очень важный вопрос: почему Господь совершает эти чудеса именно в субботу, и почему Церковь избирает в эти воскресные дни именно эти повествования о великих исцелениях, совершаемых именно в субботу?

 Евангелие начинается загадочными словами о том, что ученики спрашивают при виде этого слепорождённого: “Кто согрешил, родители его или он сам согрешил?” По иудейским представлениям ребёнок мог согрешить, даже будучи ещё во чреве матери, так сказать, сам что-то там не так сделал, вот из-за этого он слепой. Или родители что-то не так сделали. Господь отвечает: ”Нет. Ни он, ни родители. Но это для того, чтобы явились дела Божии на нём”.

 Ну, прежде всего, здесь уже для нас содержится такое наставление, что когда мы слишком легко стремимся объяснить то или иное несчастье, заболевание человека: вот, это он там то…, вот поэтому так и произошло. Или родовыми какими-то грехами сейчас очень модно объяснять, так сказать, генеалогию рода прослеживать, и там следить, в чём причина, и так далее. Думаю, что это место говорит о том, что, наверное, не следует тратить силы на это, и свои фантазии, потому что, скорее всего, мы впадём в ошибку, как и ученики. “Но чтобы явились дела Божии на нём”.

 И тут тоже возникает странный вопрос – как? Неужели то, что человек родился, лишённый зрения, то, что он все эти многие годы страдал, конечно, не жил такой естественной жизнью, как все люди. Разве в этом слава Божия? Не лучше ли было, если бы он родился как все остальные люди, всё было бы у него хорошо. Вот это и есть слава Божия, вот за это и прославлять. Но, к сожалению, вообще-то, когда всё хорошо, люди не прославляют. Это всё представляется как бы естественным. А то, что естественно, оно как бы само собой. Так сказать, нет этому какой-то причины. Хотя каждое утро мы молимся о том, что “благодарю, что прошедшую ночь Ты дал мне пройти без всякого зла”, и так далее. И вот всё это естественное – оно уже является само по себе великим чудом. А совершаемые чудеса, которых требуют Иудеи, они никого не обращают, наоборот. Вот в Деяниях апостолов есть эпизод в городе Листра, где Павел исцеляет человека хромого от рождения, и жители этого города сначала полагают, что они Боги, уже приводят там быков, в венках, и всё такое, чтобы совершить жертвоприношение. А потом этого же Павла побивают камнями. То есть самое большое чудо, о котором рассказывается в книге Деяний, завершается самой жестокой расправой с Павлом. Так что чудеса, мы видим, не очень-то убеждают кого-либо.

 И вот здесь впечатление такое, что Господь показывает, что вот это – извечная проблема для человека: формы и содержания. Настолько часто люди следят за формой за правильной, что содержание ускользает. Казалось бы, если человек исцелил, сделал доброе дело, древо познаётся по плодам, всё это мы слышали, конечно, и Иудеи всё это слышали. “Не может дерево худое приносить плоды добрые, и наоборот”. И, тем не менее, нет – “не хранит субботы”. Значит, этот человек – не от Бога.

 И замечательно мужество этого исцелённого слепого. Он видит, что религиозные авторитеты против него, даже родителей призывают: “Правда ли это ваш сын? Может это какой-то там проходимец?” – “Нет, это наш сын, а вот как он исцелился – мы не знаем”, ну и так далее. И он всё-таки утверждает, что не может грешный человек слепорождённому даровать зрение. И вконец разозлившиеся эти знатоки религиозных правил прогоняют его: “Ты во грехах родился весь, и ты ли нас учишь?”. И прогнали его вон.

 И вот мы видим, что действительно, не вмещается. Казалось, великое чудо – нет, нарушил субботу. И сколько таких примеров в истории людей, когда именно внешнее, так сказать, какое-то различие, вызывает вражду, осуждение и прочие, прочие негативные действия. Это мы видим на каждом шагу и в нашей жизни, и в нашей церковной жизни. Если приходят: “А вот у вас без платочков, а вот у вас в брюках стоят. Нет, это что-то не то”. Смотрят прежде всего на это, а не на что-то другое.

 Или такой яркий пример: как можно канонизировать монахиню Марию Скобцову? Она, оказывается, курила. Конечно, она помогала бедным, всё с себя продавала, всё это делала, пол у них мыла, и так далее. Но вот она курила. Как она может быть канонизирована?

 Или, скажем, читаем в большинстве храмов Апостола на церковно-славянском языке. Апостольское чтение на церковно-славянском языке абсолютно никем не понятно. Даже, подозреваю, тем людям, которые читают. Оно по русски-то – трудные слова, а уж тут – тем более. Нет, так положено, и всё. Жертвуют Словом Божиим, жертвуют посланием, письмами, всеми проблемами, которые обсуждаются, которые надо так же изучать и вникать – как жила Церковь, какие были трудности. Нет, чтобы вот было, значит, по форме.

 Или вот ввели сейчас новые правила (кстати, имейте ввиду), чтобы приходящие крестить детей, и родители, и крёстные, проходили катехизацию. Ну и сам крещаемый тоже. Казалось, всё очень хорошо. Но вот недавно был в больнице такой эпизод: участник войны, 86 лет, ещё шейку бедра сломал там уже в больнице. Вдруг он всё-таки захотел креститься. Пришла медсестра: “Да-да, батюшка есть. Но вот надо катехизацию с ним пройти”. “А Символ веры он знает? Как не знает? Нет, без этого нельзя креститься, нет, нет, никак”. – “Ну а если мы своего позовём священника?” – “Ну, если он возьмёт на себя такую ответственность, то тогда, пожалуй, пусть сам уже разбирается. Как можно, человек не знает Символа веры”.

 Мы вот сегодня как раз слышали повествование о темничном страже, который тоже Символ веры, по видимому, не знал (ещё тогда его не сложили), но вот Павел сразу его крестил, видя его желание, видя веру этого человека.

 И вот так очень часто. Конечно, форма должна быть. Это не значит, что всё должно быть совершенно бесформенно. Но форма – как стакан. Конечно, стенки стакана должны удерживать воду, иначе она разольётся. Но они могут быть такими толстыми, что даже для воды не останется места, будет одно сплошное стекло, одна форма. Так что здесь вот об этом и идёт речь.

 И поэтому Господь и Церковь, выбирая эти чтения, нам подчёркивают, что вот то, что говорится в кондаке праздника, чтобы эту проблему Господь нам помогал решить. Напомню кондак: “Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый”.

 То есть, дай нам видеть всегда за формой и содержание. Чтобы содержание не становилось жертвой формы, потому что иначе жизнь превращается в такую форму пустую, которая уже оказывается мало кому и нужной.

 Вот давайте об этом с вами будем всегда помнить, с тем, чтобы всегда видеть содержание, всегда судить не только по форме, а и по плодам тоже.

Аминь.