протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
16 июня 2013

Фонограмма


Деян., 20, 16-18, 28-36.

16ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

28Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

36Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

 

Ин., 17, 1-13.

1После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В сегодняшний день наша Церковь празднует память отцов Первого Вселенского Собора, который был в начале IV-го века, в 325 году. И те решения, которые были приняты, относились к составлению Символа веры, того текста, который мы с вами поём на Божественной литургии, который мы с вами читаем каждое утро с утренними молитвами.

И это не просто некое учение и некое проявление нашего знания – это дано именно нам для жизни, потому что этот текст говорит нам о Боге, говорит нам о Сыне Божием, Господе Иисусе Христе. Говорит удивительными поэтическими, и вместе с тем, необычайно глубокими богословскими словами.

И для нас очень важно этот текст знать наизусть, знать и проникать всё более и более в его содержание. Он глубоко символичен в том смысле, что за каждым словом, за каждым предложением стоит огромная духовная реальность, в которую мы можем входить и познавать которую внутренним таким познанием и зрением всю нашу жизнь.

Составлен он был в то время, когда христианство, наконец, перестало быть гонимой религией, и стало религией дозволенной, а потом и даже государственной. Но это было время, когда большинство населения Римской империи были язычники, или вчерашние язычники, которые поклонялись многим богам. Каждое небесное светило имело своего бога, каждая гора, каждая местность. Помните, мы читали с вами в книге Деяний про Ефес, Артемида Ефесская там упоминалась, Бог Диопет, и многие другие боги.

И возникло такое учение в Александрии, его стал проповедовать некий пресвитер Арий, о том, что Господь Иисус да, конечно, был замечательный, Сын Божий и всё такое, но что Он не был Самим Богом, Который пришёл, воплотился, принял наш человеческий образ, принял нашу человеческую природу. Что Он был одним их творений Божиих, замечательным, конечно, возвышенным, самым лучшим, но одним из творений, потому что не мог Владыка всего, Творец всего мира бесконечного испытывать жажду, ходить по дорогам Палестины, испытывать страдания и прочая, прочая. Конечно, это было одно из Его творений, Которое Он послал.

И вот здесь, конечно, многие учителя Церкви этим страшно обеспокоились. Один из них был святитель Афанасий, тоже Александрийский клирик, впоследствии епископ, которые восстали против этой ереси Ария, начались всевозможные нестроения и император Константин, позже прославленный как равноапостольный, созвал Вселенский Собор. Более трёхсот епископов с разных уголков огромной Римской империи, которая простиралась от Гибралтара до берегов Инда, собрались в Никее и там сформулировали вот этот Символ веры – во что же веруют христиане.

Были уже до этого Символы веры, апостольские, другие, но они не казались совершенными, потому что важно было то интуитивное, то чувствование, которое было в Ветхом Завете, в Священном Писании, в Евангелиях, которые к этому времени уже сложились, воплотить в формулы греческих философских понятий. Соединить как бы Афины и Иерусалим, соединить то Откровение, которое было дано еврейскому народу, с той мудростью, которая сложилась в греческой философии и греческой культуре.

Это была трудная задача, и, тем не менее, она была блестяще решена. И тот текст, который был составлен, действительно замечательное богословское поэтическое произведение.

И что было важно? Важно было утвердить, что Господь Иисус не просто творение, одно из многих, потому что в этом случае христианство стало бы одной из религий. Ну, почитали Афродиту, почитали Диопета, Зевса, где-то больше, где-то меньше. Ну, ещё и Христа почитали бы... Но уникальность христианства пропала бы, потому что вот это величие Откровения, которое дано было людям, о том, что Сам Творец всего, высший Бог, Творец всего неба и земли, пришёл и стал как один из нас. Бог принял на Себя все страдания этого мира.

Никто из нас не может сказать Богу: “Что ж Ты вот мир погрузил в такие несчастья! Ты принял бы их на Себя”. Бог да! принял, пришёл к нам и всё наше человеческое, жизнь, все наши человеческие страдания, проблемы, принял на Себя, даже самую смерть мучительную принял на Себя и победил её Своим воскресением.

Именно это показывал ученикам апостол Павел, особенно вот здесь, в своих посланиях, приносивший эти формулировки, которые как раз позже позволили сформировать вот этот замечательный текст Символа веры.

И спор, собственно, касался даже не просто понятий, а всего лишь, в итоге, одной буквы. Есть такое греческое слово омоусиос – единосущный. А Арий предлагал другое – омойусиос – подобосущный. Одна только буква, но вместо единосущный получалось подобосущный. Подобный Богу, но не Сам Бог, не рождённый, а сотворённый. Значит не Сам Бог пришёл к нам, не мы все обожены тем, что Господь вознёс нашу человеческую природу, наше естество к Богу Отцу, и тем самым радикально изменил всю нашу жизнь, а Он только подобен. Ну да, кто-то уподоблялся, кто-то не уподоблялся, и всё такое.

Таким образом, радикально менялась вся сущность христианства, вся сущность спасения. Как позже говорили отцы: “Что не воспринято Богом, то не спасено”.

В дальнейшем ещё будут собираться Соборы. Второй Собор введёт последние пять членов Символа веры о Святом Духе, потом будет о воле Иисуса Христа. Так до 8-го Собора, который утверждает иконопочитание как истинное воплощение Сына Божия, и потому позволительно, и не только позволительно, но и следует Его изображать, потому что Он Сам принял наш образ. Изображать Его на иконах, как и других святых. Вот такое было важнейшее для нас событие.

Мы можем себя спросить – а может это было просто желание человеческое? Вот такое человеческое устремление? Но нет, на самом деле мы видим, что именно в Евангелии, в Слове Божием уже об этом говорится. Сам Господь Иисус говорит о том: “Ныне прославь Меня, Ты, Отче, славою, которую имел у Тебя прежде бытия мира”. То есть этим Господь в последней первосвященнической молитве вместе с учениками говорит именно о том, что Он был в той же славе Божией прежде бытия мира. Что Он был тем Словом, которым создана Вселенная и каждый из нас. Нам это трудно принять, но с другой стороны, ведь это возвышает человека, подчёркивает, что именно человек становится вот этим сосудом воплощения Господа. И каждый из нас может входить в это бытие Божие, потому что мы восприняты Самим Господом Иисусом Христом.

Вот такое важное сегодня событие празднует Церковь, как бы подводя итог всем послепасхальным воскресным чтениям, и приготовляет нас к следующему воскресенью, когда мы будем молиться о ниспослании нам, о вхождении в нас третьего лица Святой Троицы – Святого Духа. Это путь замечательный, путь нелёгкий, путь, требующий от нас веры и доверия, путь, требующий от нас углублённого внимания и к самому тексту Символа веры, и к молитвам, и особенно к Слову Божию, к писаниям тех замечательных боговдохновенных мужей, которые нам разъясняли и сами своей жизнью проходили через всё это обретение веры.

Поэтому для нас так важно доверять им, входить в этот текст и, углубляясь в нём, всей мыслью и всей жизнью своею приходить, идти за Господом Иисусом Христом в то Царствие, которое начинается уже здесь, внутри нас, и которое ожидает нас по окончании видимой истории мира.

Аминь.