протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
23 июня 2013

Фонограмма


Деян., 2, 1-11.

1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

10Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты

11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

 

Ин., 7, 37-52. 8, 12.

37В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43Итак произошла о Нем распря в народе.

44Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Глава 8.

12Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Для полноценной духовной жизни необходимы не только некий пережитый, пусть небольшой, личный опыт, не только знание Евангелия и Священного Писания, знание христианской литературы, в которой люди рассказывают о своём духовном опыте христианской жизни. Необходимо какое-то особое состояние человеческого сердца, человеческой души. Когда он понимает с радостью и благодарностью что то, что он переживает, то, что он знает – это самое главное в жизни. И что ради этого можно рискнуть и благополучием, рискнуть какими-то жизненными обстоятельствами, и даже самой жизнью.

 И вот именно такое переживание и прошли апостолы в этот день, который мы сегодня празднуем – день Пятидесятницы. Пятидесятый день после Пасхи, когда весь народ ветхозаветной Церкви вспоминал дарование от Бога через Моисея десяти заповедей – Закона, на котором строилась жизнь народа на протяжении многих веков.

 И вот наступает, в этот же самый день, это не случайно, Господь, конечно, промыслительно те или иные события помещает в такие самые ключевые события Ветхого Завета. Как мы знаем, Пасха происходит именно во время Пасхи ветхозаветной, когда Господь приносит Себя в жертву как Агнца, закланного от создания мира. И вот здесь так же, в тот день, когда народу даруется Закон для жизни, даруется и благодать Святаго Духа.

 Как мы знаем из Евангелия от Иоанна, из всего христианского учения, Закон пришёл через Моисея, благодать же и истина – через Иисуса Христа. Апостол Павел неоднократно подчёркивает, что Закон был как детоводитель ко Христу, потому что невозможно всё многообразие духовной жизни человека, и внешней жизни, и всей его деятельности, вписать в какие-то рамки Закона. Но они необходимы были для того, чтобы душа человека приготовилась к тому, чтобы принять вот это откровение Бога, ставшего человеком, как один из нас. Откровение благодати, как и говорит евангелист: “Закон дан через Моисея, благодать же и истина – через Иисуса Христа”. Значит, Закон ещё не обладает полнотой истины. И вот именно эта полнота и приходит в сегодняшний день, когда открывается вот это благодатное переживание человеком близости Бога. То, что и называем мы схождением Святого Духа, наполнением Святым Духом.

 И евангельское чтение нам говорит о том – что для этого важно со стороны человека. Описывается небольшой эпизод в праздник Кущей, в праздник, когда вспоминались странствия по пустыне в течении 40 лет после выхода из Египта и до того, как удалось войти в землю обетованную Израильскому народу. Когда Моисей 40 лет водил этот народ по пустыне, пока не вымерло всё поколение рабов и не повзрослело новое поколение народа, родившегося уже в условиях свободы, в условиях странствия по пустыне, битв, необходимых усилий для добывания себе пищи. Вот этот народ был достоин войти в землю обетованную. И вот был такой праздник воспоминания этой жизни, праздник Кущей назывался, или шалашей. И в этот праздник приносили воду в сосудах в Храм, изливали её на жертвенник, испрашивая вот этой благодатной воды для посевов, для жизни народа, потому что понятно, что без воды жизнь невозможна.

 И вот в этот самый праздник Господь говорит и о другой воде, о Святом Духе, без которого тоже невозможна жизнь. Подобно тому, когда искушение предлагает Ему лукавый – превратить камни в хлебы, Господь отвечает: “Не одним хлебом жив будет человек, но всяким духом, но всяким словом Божиим, исходящим из уст Божиих”.

 И вот то же самое и здесь. Не только вода является источником жизни, но вот эта благодать Святаго Духа. “И кто жаждет” – говорит Господь – “приходи ко Мне и пей”. Вот это важное условие человеческой жизни – жаждать. Жаждать смысла, жаждать красоты жизни, жаждать какого-то совершения, какой-то цели, ради которой стоит жить, ради которой стоит трудиться, претерпевать какие-то трудности. И “кто жаждет”.

 И следующее: “Приди ко Мне”. Прийти ко Христу, понять, что именно да! Он – Спаситель. Много было прекрасных людей на протяжении истории, которые тоже пострадали за свои убеждения, но здесь – полнота истины. Здесь Тот, Кто говорит о Себе как никто не говорил: “Я и Отец – одно. Я есть путь, истина и жизнь”. И в этом же чтении Господь повторяет: “Я – свет миру”.

 И вот в нашей жизни важно принять это. Принять всем сердцем, принять всей жизнью, что да! действительно Господь – свет миру. Полнота света, полнота истины именно в Нём. Все другие замечательные лидеры истории несли какую-то относительную, малую крупицу истины. А вот в Господе является она во всей полноте.

 Поэтому этот праздник даёт нам именно силы для того, чтобы мы в этом утвердились, для того, чтобы мы этим жили, для того, чтобы мы этому радовались и были счастливы. Потому что это приходит именно тот будущий век, ради обретения которого и вхождения в него пришёл Господь.

Аминь.