протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 июля 2013

Фонограмма


Рим., 10, 1-10.

1Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

2Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

3Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,

 4потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего.

5Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.

6А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.

7Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.

8Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

9Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,

10потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

 

Мф., 8, 28-9,1.

28И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Глава 9.

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В этом году празднование памяти равноапостольного великого князя Владимира попало на воскресный день, и потому, вы слышали, читалось два отрывка из Послания к Апостолам, к Римлянам и Галатам, которые читаются именно на празднование равноапостольных, подобных Павлу, святых; и два отрывка из Евангелия от Матфея, о бесноватых этих двух, и Евангелие от Иоанна, где Господь говорит притчу о том, что Он есть дверь, спасительная дверь, через которую предлагает Господь войти каждому человеку.

И когда мы читаем евангельские вот эти отрывки, и попадающий на празднование вот этого действительно важнейшего в истории нашей страны события, которое свершилось благодаря этому одному человеку – в конечном счёте именно от него зависело это решение. Конечно, здесь было влияние и Ольги, влияние, наверное, очень многих других людей, имена которых мы не знаем и никогда, наверное, не узнаем. Но окончательное слово было за Владимиром. И вот принято было решение о крещении его самого и о крещении всей Руси. То есть того народа, который, начиная с Киева, обитал вдоль этого пути из варяг в греки.

И когда мы размышляем об этих двух направлениях: евангельские и апостольские чтения и празднуемое событие, то естественно, мы как-то стараемся связать их между собой: о чём говорит и то и другое. И мы видим, что, действительно, в каждом отрывке есть то, что имеет отношение и к празднуемому событию в жизни этого человека, открывшего новый исторический путь для российского княжества.

Это не какое-то случайное притягивание за уши разных, так сказать, отрывков, а это естественное следствие того, что всё Евангелие, вся Библия, в сущности, говорит о спасении, о спасении человека. Спасение от чего, скажем мы? Конечно, спасение от неверно избранного жизненного пути. Когда Моисей вёл свой народ в землю обетованную, то перед этим он не смог уже в неё войти, Господь так это замыслил. Но он даёт важные наставления своему народу, и через этот народ – всем народам. “Вот перед тобой два пути – путь жизни и путь смерти”. Два пути перед человеком, нет третьего, или путь жизни, или путь смерти. “Избери путь жизни”, и вся Библия нас ведёт именно к этому пути, к этим вратам, к этой двери, которая и есть Господь Иисус, войдя через которую, мы выбираем жизнь.

Потому что когда человек выбирает славу, богатство, всякого рода наслаждения и прочая, прочая, он уходит, он убивает в себе духовную жизнь. Дух, живущий в человеке – то самое главное, что отличает его во всём мире. Потому что человек – это именно то звено в творении, которое соединяет материальный мир и мир духовный. Мы принадлежим обоим: по телу – материальному миру, по нашему духу – миру духовному. И человек соединяет оба мира, и поэтому спасение тогда, когда человек именно избирает этот путь духа. И каждый человек в отдельности, и, конечно, каждый народ в целом.

 И поэтому, когда мы читаем Послание к Римлянам, вот этот отрывок, то мы видим замечательные слова: “Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению” веру во Христа. И в самом деле, князь Владимир сердцем уверовал к собственной праведности.

Он был человек очень, видимо, мощный, таких сильных страстей, храбрый, жестокий воин, страшный любитель наслаждений, женщин и так далее. И всё это проявлялось в его жизни, как, видимо, стремление человека к самому прекрасному, к самому важному, к самому главному. Но очевидно, что он понял, что это не удовлетворяет его запросы. Как говорится в одном месте, что душа человека бездонна, и только бескрайнее обилие благодати Божией может её наполнить. И “устами исповедует ко спасению”, не только спасению своему, но и спасению того народа, которого Господь вручил в его руки.

И мы знаем, насколько действительно было плодотворно его обращение. Не случайно в тропаре князю Владимиру поётся: “Как купец, ищущий доброго бисера, избрал путь Христов”. Известная притча об избрании, когда продают всё, и покупают ту жемчужину, которая стоит всего остального, самая прекрасная. Так Владимир оставляет всё и становится христианином, действительно радикально меняет свою жизнь. Сейчас не будем рассказывать о всех деталях, вы их прекрасно знаете.

Обратим внимание только на одно очень такое важное, радостное обстоятельство, что его дети, не все, а вот его как раз последние, Борис и Глеб, именно они подлинно христиански воспринимают вот эту княжескую усобицу и предпочитают принять смерть без всякого сопротивления, чем поднимать меч на своих же братьев в борьбе за власть. И они становятся первыми русскими святыми, как бы показывая, что кровопролитие в борьбе за власть гораздо хуже, чем пролить собственную кровь, отказавшись от этого. Такое прекрасное наставление на множественные аспекты нашей жизни.

Когда мы видим вот этот евангельский эпизод об этих бесноватых, мы видим, насколько берут демоны власть не только над человеком, но и над животными. И эти свиньи, в которых входят бесы, бросаются в воду, там гибнут, всё. Но народ не вразумляется этим чудом и предпочитает остаться в своей жизни. “Выйди от нас, Господи. Мы не хотим этого, хотим оставаться в своём пути. Путь жизни, который Ты нам предлагаешь, он нам непонятен и мы лучше пойдём своим путём”.

И, наконец, вот это странное сопоставление с апостолом Павлом из его начала Послания к Галатам, где он говорил, что: “Я был неумеренным ревнителем отеческих преданий”, говорит Павел о себе. И, действительно, подобно Павлу, как и в тропаре поётся, князь Владимир тоже был неумеренный ревнитель отеческих преданий, желая одного из языческих богов сделать главным, единственным. По-видимому, такое стремление интуитивное к единобожию было в его в сердце.

И когда ему представился этот выбор (есть такое предание, вы все его, конечно, помните), когда ему предлагают ислам, предлагают христианство, предлагают иудаизм и так далее, он избирает именно христианство, православие, потому что его посланники, которые были на богослужении в храме, такой получили опыт посещения благодати, что говорили: “Мы не понимали даже, были мы на земле или на небе”. Он поверил им, поверил их опыту, и стал на этот замечательный путь.

Ну и наконец, конечно, вот это Евангелие от Иоанна, где говорится о том, что Господь есть дверь, в которую входит человек, и не только человек, но и целые народы, и обретают подлинную жизнь.

Поэтому так важно, чтобы вот этот выбор, сделанный более 1000 лет назад, каждый из нас продолжал в своей жизни, потому что из решений наших воль и суммы наших воль складывается и составляющая всего народа.

Будем об этом всегда помнить, об этом молиться и стремиться, чтобы нам входить через эту дверь, которая есть Господь Иисус Христос.

Аминь.