протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
4 августа 2013

Фонограмма


Рим. 12, 6-14.

6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,– в учении;

  8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;

11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

  12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;

13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

 

Мф., 9, 1-8.

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,– тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение – всем нам хорошо знакомый эпизод исцеления парализованного человека, которого друзья принесли к ногам Господа Иисуса. И Господь исцеляет его и прощает ему грехи, из-за которых он оказался в этой болезни. И в этом хорошо нам знакомом эпизоде мне хотелось обратить ваше внимание вот на две такие особенности.

Первая: Господь,– говорит о Нём евангелист,– видя веру их, говорит расслабленному. То есть то, что они не только молились об этом человеке, но что они потрудились, взяли его, несли. Евангелист Лука даже рассказывает подробней о том, как они забрались на крышу, потому что много было народу, нельзя было пройти там через обычные входы, на крышу, разобрали, свесили этот одр, и так далее. То есть мы видим, что вера наша выражается не только в молитве, не только в доброжелательстве, но и в каких-то конкретных действиях, которые мы можем сделать по отношению к человеку, находящемуся в какой-то нужде, в болезни или в чём-то ещё.

И вот это нам говорит о том, что наши практические дела тоже имеют такой вот духовный аспект. Не просто: мы вот что-то делаем, а вот помолиться нам некогда, а вот неизвестно что получится и так далее, но мы видим, что вера неразрывно связана с делами. Конечно и молитва, конечно, они молились об этом человеке, но они конкретно практически взяли и принесли его к Иисусу.

И, конечно, это нам великое наставление, когда мы можем кому-то помочь не только вспоминая о нём на молитве, утренней или вечерней, на литургии, но можем конкретно что-то для этого человека сделать. Это действие тоже есть духовное делание, когда мы практически можем помочь человеку в той или иной его проблеме.

Вот будем об этом помнить, что вера неразрывно связана с практическими делами, направленными на созидание.

Второй аспект не столь явный, но, во всяком случае, очевидный. Что эти друзья принесли его Господу, потому что они его любили. И очевидно, они к нему хорошо относились и любили ещё до того, как он оказался парализованным. То есть этот человек был хорошим, то есть человек вёл себя так, что, когда он оказался в какой-то нужде, то друзья бросились на помощь и сделали всё возможное, чтобы он исцелился.

И это нам говорит о том, что и мы должны жить так, чтобы люди получали от нас добро, радость. Понятно, что не все эти люди такие замечательные и безгрешные, вот этот человек оказался в каких-то грехах. И мы знаем, что действительно, бывает так в жизни, что человек имеет какие-то недостатки, иногда существенные, выпивает лишнее или что-то ещё, но, тем не менее, человек хороший. И он этим своим добром, этой своей любовью, привлёк любовь и со стороны своих друзей, тех, кто его знали. И поэтому, когда ему стало плохо, то они бросились ему на помощь и сделали всё возможное, чтобы ему помочь.

И для нас это тоже очень важно. Есть такие слова в послании апостола, помните: “Что посеет человек, то и пожнёт”. Это очень важно, потому что если мы будем жить эгоистически, для себя, и потом будем сетовать: “вот, мне стало плохо, а никто ко мне не приходит, не звонит”… И такому человеку кажется, что он всегда всё делал хорошо, нормально. А вот на самом деле это является, так сказать, тестом на то, как человек жил. Если человек добрый, помогает другим, то и когда он оказывается в беде, к нему всегда приходят на помощь.

И как много примеров того, когда немощные, больные люди, старец Оптинский Амвросий, немощный человек, он еле-еле уж там доживал последний год, еле говорил. Множество людей к нему приходило, его любили. Почему? Потому что он своим словом, своим советом, своей мудростью, своей любовью, принятием каждого человека, располагал к себе сердца людей. И не только старцы, и в обычной этой жизни много вот таких людей.

И нам тоже важно, чтобы, когда мы окажемся в беде, чтобы к нам пришли люди, чтобы мы сеяли вокруг себя доброе, чтобы доброе и пожинали по отношению к себе.

Аминь.