протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
11 августа 2013


Рим., 15, 1-7

1Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

2Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

3Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,

6дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

 

Мф., 9, 27-35

27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Есть две модели человеческого поведения в жизни. Они называются всем знакомыми словами – эгоизм и альтруизм. Эгоизм – от “эго”, то есть “Я”, такое ячество, то есть забота о себе, главным образом концентрация мысленная, волевая и прочая, о себе, чтобы мне было хорошо, удобно, и прочая, прочая. Альтруизм происходит от слова “альтер” – “другой”, соответственно, то есть, забота о другом. Наверное, вы слышали такое выражение “альтер эго”, то есть “другое моё Я”, близкий, похожий человек.

Эгоизм и альтруизм. И вот эта вторая модель поведения она, конечно, была провозглашена ещё задолго до появления этого слова в психологии и означает жить не только для себя, а жить для ближнего. Собственно говоря, этому посвящено всё Евангелие, этому посвящено всё откровение, которое мы находим в Библии, этой Книге книг.

И мы видим, что даже люди ветхозаветного устройства, они прекрасно понимали вот эти две заповеди. И когда спрашивали Господа: “Что делать, чтобы спастись?”, Господь им говорил эти две заповеди, напоминал, и они соглашались, да, правильно, это есть больше всех всесожжений и жертв. Очень простые: “Возлюби Господа Бога всей душою и всем сердцем, всем помышлением, и ближнего, как самого себя”. То есть вот эта ветхозаветная установка, она признаёт нормальным заботу о себе, любовь к себе. Даже апостол Павел говорит в одном месте: “Никто же не ненавидит свою плоть, но питает и греет её”, и это находит нормальным. Но понятно, что не только о себе, но и ближнего, как самого себя.

И вот сегодняшний отрывок из Послания к Римлянам, где апостол Павел призывает нас, христиан, к этому: “Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать”. Очень важный призыв. Ну понятно, что бессильный – когда человек болен, когда человек устал, старый, и так далее. Но даже всякое раздражение, всякое, так сказать, огорчение ближнего, это тоже есть признак, что ему не хватает сил, чтобы перенести какие-то обстоятельства, перенести иногда, бывает, самого себя.

“И не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию”. К назиданию, то есть к его возрастанию, угождать во благо. То есть понятно, угождать – не давать пьянице на водку, скажем, а угождать тем, что служит действительно возрастанию человека.

“Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”.

О каких Писаниях говорит апостол Павел? В то время ведь не было ещё написано, в общем-то, ни одной книги Нового Завета. Вероятно, Евангелия от Матфея, Марка, уже были написаны в кратких таких логиях, содержаниях, но целиком ещё едва ли были составлены. Единственное писание – это Ветхий Завет, который и мы с вами тоже имеем. Обо всём этом уже там говорится. “А все, что писано, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”.

О чём же говорит Священное Писание? Оно говорит прежде всего от том призыве, который начался с Авраама. Когда Господь призвал Авраама: “Выйди из земли своей и Я произведу из тебя великий народ, и благословятся в тебе все племена земные”. Вот уже великое обетование, на которое Авраам ответил. Несмотря на то, что там было сказано “в тебе благословятся все племена земные”. То есть было дано обещание не ему, не только его роду, а всем другим народам. А ведь народы, мы знаем, враждуют между собою, вот мы лучше, те хуже, национальная гордость и прочая, прочая, такие пропагандистские лозунги мы слышим. А изначальный призыв – “в тебе благословятся все племена земные”. И Авраам услышал и пошёл. То есть он захотел участвовать с Богом в том, чтобы всем народам, всем людям было хорошо.

Мы знаем, что примерно в 7-8 веке до Рождества Христова, было как бы такое общее пробуждение: буддизм в Индии появляется, Конфуций в Китае, греческая философия, и пророки в Ветхом Завете. Как бы пробуждение личности, не родовое сознание, а вот – что нужно для того, чтобы каждому отдельному человеку был смысл жизни, чтобы каждому отдельному человеку было открыто его предназначение? Вот эти поиски человеческие начались в разных странах, и конечно наиболее полный, яркий ответ был дан пророками в Израиле. Тоже в это же самое время, как назвал один исследователь-историк, Ясперс, “осевое время”. C этого времени начинается пробуждение личности в истории человека.

Но вспомним то, что те слова, которые были обращены к Аврааму, были сказаны за тысячу лет до этого. Это примерно 18-й век до Рождества Христова. И с этого момента началось это движение пробуждения народов, чтобы призвать народы следовать тому плану, который открывает им Господь. Человек в грехопадении отвернулся от Бога, предпочёл своими силами добывать власть над всем. “Добро и зло” это означает всё. “Познать” – это значит иметь власть. Не просто узнать, вот это хорошо, а это плохо, но иметь власть над всем. И отвернувшись от Бога (Он не хочет давать, Он что-то там скрывает), а вот другое какое-то существо мне говорит: “Нет, не умрёшь, ничего, всё будет хорошо, вот только давай, съешь этот плод. Отвернись, прояви недоверие к Богу и всё будет хорошо”. Конечно, это обман. Конечно, сразу же как вкусили – увидели что они просто голые, нагие, беспомощные перед природой и всё прочее.

И вот с этого момента, с Авраама, начинается как бы приручение Богу. Вот эта Божья линия, которая противостоит всем богоборческим цивилизациям, а люди отчаянно этому сопротивляются. Не только со вне Израиля, но и изнутри. И мы видим как вся история Израиля – это борьба за сохранение этой вести, борьба за то, чтобы, как Бог сказал Аврааму: “Ходи передо Мной и будь непорочен”. Вот основной призыв: чтобы ты помнил о Боге, ходил как бы всегда перед Ним, и “был непорочен, поступал справедливо, любил дела милосердия, в смиренномудрии ходил перед Богом Твоим”.

И вот в этой борьбе, когда народ израильский уклоняется в почитание языческих богов, он внутренне и духовно ослабевает, на него нападают другие племена, и так далее. Потом Господь призывает царей, воинов, героев, судей, и освобождает. Народ снова начинает идти по пути восхождения, процветания духовного, опять падение и так далее.

И всегда сохраняется вот эта идея остатка. Всегда какой-то есть некий остаток, который сохраняет верность Богу. И вот это сопротивление продолжается всегда, и по настоящее время. Ведь сопротивление, и Церкви вроде открыли, и всё, а для людей в большинстве случаев главной целью являются большие деньги, роскошь непомерная, на фоне того, что столько людей просто влачат жалкое существование.

И мы видим, вот это противостояние до сих пор идёт. Скажем Израиль, который был восстановлен в 1948 году (между прочим, Советский Союз тоже голосовал за признание Израиля самостоятельным государством, и всё прочее), тоже преодолевает это яростное противление этой вести, принесённой Авраамом. Конечно, мы понимаем, что да, не весь Израиль обратился, но тем не менее, апостол Павел в том же Послании к Римлянам говорит о том, что: “Отвержение Израиля произошло до времени, пока не войдёт полное число язычников”, а так весь Израиль спасётся. В будущем. Мы не знаем когда, но это твёрдое откровение, которое дано было апостолу Павлу.

И вот это противостояние, вот это страшное противостояние со стороны тех сил, которых мы называем “современный терроризм”, который выдаёт себя за исполнение ислама, а на самом деле просто обычное агрессивное языческое поведение людей. И вот на этом Ближнем Востоке единственное самое цивилизованное государство, Израиль, оказывается объектом нападок этих террористов, как бы противостоит на первом рубеже за весь мир против этого терроризма, который и у нас действует, и в Америке, и в других странах. Но там это особо, там лицом к лицу.

Вот это то же самое продолжающееся противление Богу и Его замыслу о человеке. И вот этот замысел, который через народ израильский вошёл в мир, во Христе восполняется в полной мере. Вот Он, вот нам живой пример – Путь, Истина и Жизнь. Когда истина не что, сформулированное что-то, а Кто. И для нас всех это чрезвычайно важно, потому что через Него замысел о новом Израиле, исполнение той воли Божией для каждого человека, чтобы все пришли к познанию истины.

И апостол Павел говорит нам о том, чтобы утешением из Писаний мы сохранили надежду. Надежду на что? Надежду на окончательную в истории победу добра. Победу, которая будет не в этом нашем уже земном существовании, а в том, о чём мы говорим в Символе веры: “чаю воскресения мертвых и жизни будущего века”. Вот этой надежды, которой уже здесь прорастает, прорастает в своих святых, прорастает в добре, в любви, в самопожертвовании людей. И вот эти следы, как бы проблески Царствия Божия, уже и в нашей жизни присутствуют.

Поэтому так важно вот эти огоньки видеть, и самим становиться этими огоньками. Как сказал Господь Сам: “Вы – свет миру, вы – соль земли”. Вот стараться быть этим светом, который светит не своей собственной мудростью, а тем, что мы получаем от Христа. Быть Его учениками, быть Его светом, быть Его мудростью в этом мире.

Аминь.