протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 августа 2013

Фонограмма


1 Кор., 1, 10-18.

10Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".

13Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

  15дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,– сила Божия.

 

Мф., 14, 14-22.

14И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18Он сказал: принесите их Мне сюда.

19И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение нам рассказывает о хорошо большинству из нас знакомом эпизоде насыщения нескольких тысяч человек от небольшого количества хлеба и рыбы. Евангелисты, видимо, придавали очень большое значение этому событию, потому что в каждом Евангелии это описывается дважды, и все четыре евангелиста об этом согласно свидетельствуют. И для нас это тоже очень важное место, о котором стоит поразмышлять.

Здесь имеется очень много материала для богословия спасения, для богословия Пасхи, богословия литургии. Прежде всего, Господь этим чудом показывает, что Он подобен Моисею, который питал народ в пустыне манной по его молитве, и народ в условиях безводной пустыни, где не было еды, смог выжить, идя 40 лет в страну обетованную, скитаясь по этим трудным местам. И вот так Господь тоже насыщает народ в этом уединённом месте, где, казалось бы, неоткуда взять пищи, насыщает от того небольшого количества, что дают ученики. И вот это тоже важно. Он не просто из ничего, а они – ученики, люди, сами, мы, даём то, что мы можем. А то, что мы не можем – остальное восполняет Бог в гораздо большей мере.

И вот, подобно Моисею, который вывел из страны рабства, из страны несвободы, приводит в страну свободную, так и Господь выводит нас из страны рабства греху, выводит в свободу чад Божиих. Свободу не для, а свободу от. Свободу от того, что нас без конца утесняет: от наших грешных мыслей, поступков, безволия, словом, всего того хаоса, который клубится в душе каждого человека, – выводит в свободу славы сынов Божиих.

И следует обратить внимание ещё на то обстоятельство, что Господь даёт простую пищу. Когда мы читаем восточные сказки и всякие русские сказки, про скатерть-самобранку, там появляются всякие тонкие вина, появляются всякие немыслимые яства и так далее, здесь – нет, здесь простая пища. Хлеб и рыба, которые предложили ученики. Но её хватает на всех, и даже остаётся. И очень важно: во всех рассказах говорится о том, что Господь велит собрать, чтобы ничего не пропало. Чтобы дар Божий ценился. Чтобы не было – “а, раз много дали, ну так пускай там валяется”.

И с тех пор благоговейное отношение (я не знаю как в других странах, наверное, тоже, но в России, во всяком случае мы знаем) благоговейное отношение вообще к хлебу, как к таковому. И просто бросить хлеб – каждый понимает, что это нехорошо. С хлебом связано что-то великое, не просто плод человеческого труда, потому что мы понимаем, что хлеб – это символ жизни. Господь избирает это для Таинства Евхаристии, самого главного, чтобы ничего не пропало.

Евангелист Иоанн, в отличии от синоптиков, Матфея, Марка и Луки, разъясняет глубже это событие. Видимо потому, что он создаёт своё Евангелие на три или четыре десятилетия позже, и он всем событиям даёт вот это богословское разъяснение, почему мы и называем его Иоанн Богослов, и Евангелие Иоанна Богослова.

И вот после этого эпизода у евангелиста Иоанна мы читаем слова Господа Иисуса, обращённые к тем людям, которые ели хлеб, насытились, и когда увидели, что Иисуса нет, пошли Его искать, находят в Капернауме, и там говорят: “Равви, как Ты сюда пришёл? Мы Тебя ищем”, и так далее. А Господь им говорит странные слова: “Вы Меня ищете не потому, что видели знамение”,– в некоторых случаях говорится – чудо, но лучше сказать – знамение, это не просто какое-то чудесное событие, а знак, какой-то великий, важный знак, – “не потому что видели знамение, а потому что ели хлеб и насытились”. То есть, ищете по одной простой причине, что – как бесплатный обед, почему бы ещё раз его, так сказать, не вкусить.

А Господь говорит: “Старайтесь не о пище тленной, а о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую вам даст Отец Бог”. И далее разъясняет, что эта пища – хлеб, который сошёл с неба. Не Моисей давал хлеб, а Господь дал вам хлеб. А сейчас даёт вам ещё новый хлеб, тот хлеб, который будет питать вас не только телесно, но и духовно. Тогда народ понимает, что речь идёт о чём-то важном, и спрашивает: “Что нам делать, чтобы творить дела Божии?” Господь говорит: “Чтобы вы веровали в Того, Кого Бог освятил и послал в мир”. Вот это самое главное.

И позже в этой же главе евангелиста Он скажет: ”Я есть хлеб небесный, сошедший с небес. Кто не будет есть плоти Моей – не будет иметь части со Мною”. Многих это озадачило, но Господь соединяет вот эту пищу, которая даёт нам телесную жизнь, без которой мы не смогли бы прожить. Хлеб – это не только символ, но это факт, который мы имеем: когда действительно человек голоден, мне люди говорили, пережившие голод, говорили что хочется только хлеба. Не хочется никаких там шашлыков, и всего прочего, хочется только хлеба. И соединяет с тем, что Он о Себе говорит, что Он есть хлеб жизни.

Когда мы говорим “хлеб наш насущный подавай нам каждый день”, это слово “насущный” имеет два значения: “насущный” – как необходимый для жизни, не сверх этого, а только необходимый; и в то же время “надсущный”. Есть и такое значение этого слова, то есть который выше нашей обыденной жизни, который нам даёт высшую жизнь, соединяя со Христом. И Господь избирает именно хлеб и вино как знаки Своего присутствия, как то, чем Он питает, чем Он даёт нам жизнь.

И думаю, что оба эти события насыщения людей небольшим количеством пищи, имеют важное значение такой иллюстрации, которую даёт Сам Иисус. Иллюстрации к Его словам: “Ищите прежде Царствия Божия и правды Его”. Господь как бы говорит нам через это: не беспокойтесь, даже когда людей собралось много, кажется пищи мало, Господь всё устроит. Наоборот, когда вы будете стремиться всё время превысить: больше, больше, лучше… богатство, которое уже девать некуда (ну не все конечно, а избранная часть народа), то это не даст насыщения всем, потому что неизбежно кто-то будет страдать от недостатка, а кто-то будет роскошествовать.

И поэтому нам так важно верить в это и в жизни нашей искать не только и не столько материального блага (конечно, это нужно для человека, необходимо всё для нашей жизни), но искать вот именно этой духовной пищи. “Царствия Божия и правды Его”. Когда это будет, тогда все будут насыщены, как в этом эпизоде умножения хлебов.

Аминь.