протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
25 августа 2013

Фонограмма


1 Кор., 3,9-17.

9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

11Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,

13каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

 

Мф., 14, 22-34.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

  30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшние чтения из Священного Писания как-то очень хорошо согласуются друг с другом. Отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам говорит нам о том, что мы – соработники у Бога. Все мы призваны трудиться, каждый в свою меру. О себе апостол говорит, что “я по данной мне благодати положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит”.

То есть, конечно, у нас разные дарования, разные призвания, разный, так сказать, замысел о каждом из нас у Бога. Но основание одно, основание – Иисус Христос. И вот на этом основании каждый строит, и жизнь на это и уходит, чтобы созидать себя, созидать свою личность, созидать из того, что нам дано, тех обстоятельств, в которых мы родились, наши биологические данные, наследственность, и всё прочее. Но созидать на этом основании.

И вот, у кого что получается? У кого-то драгоценный дворец из блистающих камней, как у апостола Павла, скажем, или Петра. У кого-то может быть скромный домик, но вполне приличный, а у кого-то, он говорит, что “смотри как” – может из сена и соломы, какая-то соломенная избушка, которая сгорит в огне. И это образ, так сказать, последнего дня истории – что уйдёт в вечность.

И поэтому нам, конечно, каждому важно, чтобы в вечность ушло как можно больше из того что мы приобретём в своём личном пути как христиане. Потому что, действительно, когда всё это наступит – встреча с божественной правдой – вся неправда наша сгорит. А что останется? И апостол говорит: “Но впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня”. То есть какой-то остаточек нашей личности спасётся. Да, мы не исчезнем, нас не уничтожит Господь, но важно, чтобы мы стали больше, чтобы мы стали богаче этой благодатью Святого Духа, богаче добрыми делами, богаче осознанием мира, встречей с ним, познанием мира. Это всё прекрасное, что дано человеку. И поэтому так важно нам помнить об этом задании, что мы – соработники у Бога, мы нужны Богу. Как бы нам иногда не казалось, что вот Господь про нас забывает.

И вот как же идёт эта христианская жизнь? И сегодняшнее евангельское чтение о хождении по водам апостола Петра как раз является для нас замечательным образом того, как мы должны идти и где мы оказываемся. Думаю, тут важно напомнить, в каком контексте евангелист Матфей рассказывает об этом эпизоде. В начале 14-й главы он рассказывает о казни Иоанна Крестителя. О том, что его обезглавили в темнице. И ученики Иоанна пришли и рассказали Иисусу, и Он ушёл один, отплыл в лодке, подчёркивает евангелист, чтобы помолиться. Он понимает, Его предтеча погиб и Его ожидает то же самое. Он был перед Ним и в жизни, и в смерти.

Но Его ищет народ, Его ищут Его ученики, находят Его и Он видит, как Он нужен людям. Он практически, как бы мы по-житейски сказали, не имеет права пережить что-то такое один, Сам, обдумать, побыть, успокоиться. По своему человеческому Господь конечно в этом нуждался. Мы ведь говорим, что у Него две природы, две воли – Божественная и человеческая. И человеческая воля нуждалась в этом уединении для молитвы. Но народ снова приходит, Он снова нужен людям. И Господь, видя их, поучает их словами, потом умножаются хлебы. Перед этим как раз тоже повествование об умножении хлебов, пять хлебов для пяти тысяч человек. В молитве на литии вечером, на Всенощной, мы читаем эти слова: “Благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый. Сам благослови и хлебы сия, пшеницу и вино, и елей”, вспоминаем этот эпизод. И раздали, и не только всем хватило, но и набралось 12 коробов, полных остатков еды. Двенадцать – понятно, символ 12-ти колен, как бы новый Израиль, новая Церковь, Новозаветная, рождается.

И после этого Он отпускает учеников, а Сам всё-таки уходит на гору, один, помолиться, чтобы всё это принести Богу, получить поддержку у Отца. А ученики отплывают. Начинается буря, волны, Господь их видит и приходит к ним по морю, сказано – в четвёртую стражу. Ночь – с 6-ти вечера до 6-ти утра, четвёртая стража – это с 3-х до 6-ти утра. То есть уже утро настаёт, но там светает поздно. И Господь приходит к ним, они уже выбились из сил, погибают, и призрак идёт какой-то, ну наверное всё! “Наверное, уже погибли”, от страха закричали. А Господь им громко говорит: “Не бойтесь, это Я!” Пётр вышел: “Господи, если это Ты – дай мне идти за Тобой”. А вообще Петр был человек решительный, хороший, но он из тех людей, которые сначала делают, а потом думают. И поэтому пошёл, но увидел – ветер, волны, сначала шёл, но стал тонуть. Господь протянул руку: “Маловерный, зачем ты усомнился?”.

И вот для нас это потрясающий, ёмкий образ того, как и наша жизнь полна всяких таких неприятностей, горестей, трагедий. И необходимость служить кому-то, когда даже может быть у нас нет сил и настроения, и так далее. Но когда мы идём за Иисусом – вот все эти волны, всё это уже не имеет значения.

И знаете, я, когда размышлял об этом отрывке вчера вечером, мне как-то сразу пришло на сердце то, что я последние примерно несколько месяцев делаю почти каждый день, так час, полчаса, слушаю лекции отца Александра Меня. Лекции, которые он читал в 1988, 1989-м, и даже в 1990 году, последняя накануне его убийства, 8 сентября, вечером. На следующее утро его убьют. И вот видно, что из его этих замечательных лекций, важно не только что говорит человек, но и как он это говорит. И там главное впечатление – что у него была радостная христианская вера. Радостная, несмотря на огромное количество трудностей. Ну что, собственно говоря, он служил в маленьких деревенских храмах, три прихода, четыре прихода у него было под Москвой, и всё. Немного народу, простые бабушки. Потом стала интеллигенция из Москвы приезжать, всё это хорошо, понятно. Его книги невозможно было издавать здесь. Творческий человек конечно хочет видеть свою книгу напечатанной! Но как-то переправляли, стали печатать, в Бельгии, в Брюсселе.

Тем не менее, всегда относились скептически, какой-то он не такой, не очень-то православный. И как отец Александр говорил, что некоторые люди, которые только школу заканчивали, когда я уже священником служил уже несколько лет, вот обратились и меня уже критикуют, что я не такой православный, как нужно. Ну и многое другое. Да и сейчас мы понимаем, что не очень-то его принимают. Как сказано – не бывает пророк приятен в своём отечестве.

И вот несмотря на это – эта радостная христианская вера, эта огромная эрудиция, это потрясающее чувство юмора. Даже в этих лекциях на серьёзные темы всегда находит моменты пошутить, сказать что-то весёлое, важное, нужное. И вот это настроение – оно как-то очень важно, нам это тоже пример. Потому что одно дело, что Пётр ходил и убоялся, а вот в нашей жизни, сегодняшней? И вот это так важно нам, несмотря на все эти какие-то неприятности нашей жизни, понимаем, что коррупция, бесправие, пятое-десятое, вот понаехали там азиаты и всё такое прочее. Я не буду сейчас говорить о причинах, почему они приехали, но совершенно ясно, что они никуда не уедут. Ясно, что они будут здесь жить, и нам жить рядом с ними.

И поэтому думаю, что нам, христианам, важно не ставить во главу угла нашей жизни, что вот они там такие-сякие, пятое-десятое, а относиться к этому по-христиански, глядя на Христа. Относиться к этому, да, вот нам эти люди присланы, чтобы мы показали им своё христианство. Не запретами, ах вот вы там не такие и всё прочее, а показали – а какие же мы? Как первые христиане, чем они привлекали язычников? Они не привлекали какими-то пышными храмами, их не было, а у язычников были прекрасные храмы. Какими-то картинами, иконами, этого тоже ещё не было ничего. Какими-то богословскими трудами – этого было множество у римских писателей: Тацит, Гораций, и так далее. У христиан пока ещё было очень мало.

А привлекали тем, как они любили друг друга, и это было самым привлекательным в христианских общинах – этот дух любви, дух радости, несмотря на гонения, преследования, бедность и всё прочее. Вот это нам важно в себе созидать. Созидать. Да, этих людей привёл Господь в Москву, вот нам надо на их фоне быть действительно христианами, учениками Христа. Строить из драгоценных камней веры, надежды, любви.

И вот думаю, что очень прекрасная молитва Оптинских старцев заканчивается замечательными словами на каждый день: “Научи нас молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить”.

Аминь.