протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
1 сентября 2013


1 Кор., 4, 9-16.

9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

  12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

 

Мф., 17, 14-23.

14Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

  21сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Сегодняшнее евангельское чтение нам рассказывает об исцелении отрока, страдавшего какой-то душевной болезнью, как тогда говорили – одержимый бесом. И все мы знаем, как много необходимо вложить труда для воспитания ребёнка. Как всегда это трудно, потому что ребёнок всегда сопротивляется, потому что душа ребёнка – это хаос, который воспитание должно привести во что-то такое человекоподобное.

 И, конечно, особенно тяжело, когда дети болеют. Это всё становится труднее в 10 раз. А когда ребёнок болеет постоянно, когда больной ребёнок вообще, то это, конечно, самый такой тяжёлый крест для родителей. И поэтому понятна беда этого человека, который просил Иисуса: “Помилуй моего сына, исцели его. Ученики не смогли это сделать”. И Иисус говорит странные слова для нас: “О род лукавый и развращённый, доколе буду с вами, доколе терплю вас?”

 Почему так? Вспомним, что это произошло буквально в тот же день, когда Господь был на горе Преображения с учениками, тремя, не со всеми учениками. Только трёх взял, потому что только они, вероятно, могли воспринять правильно, вообще пережить эту невероятную славу Христа в Его Царстве. Будущую славу. И вот, когда Он спускается с этой горы, подобно Моисею, который спускается с каменными скрижалями к народу, и народ там уже начал есть, пить, играть, сделал себе золотого тельца, то есть быка, ему поклонялся – вот наш бог, который вывел нас из земли Египетской, и так далее.

 И вот Господь так же сходит после такой великой славы, сходит снова в этот мир, наполненный страданиями и болезнями, и видит, что ученики Его утратили тот дар, который недавно только имели – исцеляли больных, хромых. Дар утратили. Из-за маловерия. И поэтому Господь так сокрушённо говорит. И исцеляет этого отрока, воскрешает его, возвращает к жизни. Вот почему это евангельское чтение назначено именно на воскресный день. Господь воскрешает нас тогда, когда мы к Нему обращаемся, когда мы Его избираем основанием своей жизни.

 Апостол Павел в одном из своих посланий говорит о том, что “он положил основание для жизни каждой общины и каждого члена общины. Основание это – Иисус Христос, никто не может положить другого. Но смотри, кто как строит на этом основании”. Кто-то строит из золота, серебра, драгоценных камней, а кто-то из сена и соломы. И вот огонь последнего дня, огонь какой-то решительной встречи с жизненными трудностями, конец жизни, он сжигает всё это. И что останется от того, что мы строили в течение всей жизни?

 И вот здесь нам необходимо, конечно, обратить внимание и на последующие слова Господа. Когда ученики спрашивают: “Почему мы не смогли это сделать?”, Он говорит: “По маловерию вашему”. Маловерие. Они, казалось, верили в Иисуса, но с другой стороны, вера, может быть, имела не то представление, каким был Иисус на самом деле. Если мы смотрим в какое-нибудь окошко, хотим увидеть луну, окно может быть очень большим, но не в ту сторону, где луна находится. И наоборот, может быть достаточно одной маленькой щёлочки, если она направлена в ту сторону, где действительно находится луна.

 И вот так наша вера. Она тоже ведь зависит от того, как мы представляем себе Бога. Представляем ли мы себе Его в виде начальника, который сидит и с дубиночкой, так сказать, каждого тюкает по голове, чуть что не так; или Творца мира, Который даёт свободу этому миру, Который даёт нам этот великий дар свободы? Но конечно, эта свобода, и мира, и нас, связана и с болезнями, и со страданиями, с неправильными поступками, со злом, которое творит человек, и так далее.

 И мы часто в претензии к Богу – почему Ты так вот сделал, почему вот не сделал, почему страдают эти, эти, там войны и так далее. Мы не хотим принимать, мы хотим, чтобы были марионеточками, так сказать, дёрнул и всё, и ничего бы плохо не совершалось. Это целая огромная проблема – проблема зла и страданий. Но часто именно неправильный упрёк появляется Богу, обиды на Бога, именно от того, что мы неправильно Самого Бога понимаем, потому что наша вера, наше окошко, в которое мы хотим увидеть, не в ту сторону направлено. А если даже будет маленькая вера, но она направлена в правильную сторону. Неслучайно это чтение заканчивается словами, что Господь говорит: “Сыну Человеческому подлежит много пострадать, быть отвергнутым, убитым и воскреснуть”. Вот каков наш Бог, Который разделяет с нами эти страдания, даёт нам эту силу воскресения, чтобы мы, перенося страдания, в этой жизни понимали, что и Господь с нами всегда, даже в самых тяжких обстоятельствах.

 И далее Господь ученикам говорит, что род этот ничем не побеждается (это зло), как только постом и молитвою. Очень важное наставление, потому что мы часто относимся к посту – ну как-то да, конечно, это необязательно, вот не удаётся, у меня не получается… Это одно отношение. А другое отношение – а вообще непонятно, а зачем это нужно? Для чего это Богу нужно, чтобы я чего-то там воздерживался?

 Вот это два разных отношения. В одном случае, когда человек не успевает и помолиться, и всё, но он понимает, что это нужно, как бы смиренное осознание своей недоработки, своих недостатков. А другой – ну мне это не нужно всё, такое горделивое отношение. Дело в том, что духовная жизнь, она всегда требует от нас благоговейного отношения. Даже если мы чего-то не делаем, по разным причинам, но мы понимаем, что вообще-то это плохо, что мы это не делаем. А совсем другое, когда мы не делаем – ну это, в общем как-то ни к чему. Вот поэтому Господь подчёркивает: “Молитвою и постом”. Поэтому даже самое пусть какое-то ограниченное соблюдение поста – в среду и пятницу, вот Успенский пост был краткий – даже ограниченный, даёт нам определённую духовную силу.

Так же как и молитва, с которой тоже очень трудно. Трудно 15 минут утром уделить или вечером тоже для молитвы. Посмотреть телевизор 15 минут ничего не стоит, можно 2 часа сидеть. Потому что это труд, это усилие, потому что это восхождение. А вверх подниматься всегда труднее.

Давайте с вами об этом помнить, и чтобы наше отношение вот к этому наставлению Господа, “постом и молитвою”, было серьёзным. Не в том смысле, что обязательно там всё соблюдать, всё-всё, но понимать, что это хорошо, что это правильно. Если нам что-то не удаётся, то это наш недостаток, наша недоработка. И совсем уходить от такого отношения – “ну я вообще не понимаю, зачем это нужно”.

Давайте об этом с вами помнить и понимать, что это – слова Господа, Который именно наставляет нас как строить на том основании, которое мы положили в своей жизни, став христианами, став православными. Строить на Нём из драгоценных камней, чтобы в день суда осталось как можно больше от того, что мы строили в своей жизни.

Аминь.