протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
8 сентября 2013

Фонограмма


1 Кор., 9, 2-12.

2Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.

3Вот мое защищение против осуждающих меня.

4Или мы не имеем власти есть и пить?

5Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

6Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

10Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

11Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

 

Мф., 18, 23-35.

23Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Сегодняшнее евангельское чтение называется, обычно, “притча о немилосердном должнике”. Сюжет притчи очень прост: некий царь прощает своему слуге какую-то огромную сумму – 10000 талантов. Талант – 36 килограмм, значит, если помножить одно на другое – 360 тонн золота. Ну, какая-то сумма, конечно, баснословная, вероятно такого даже и не могло быть. Но тем самым Господь просто подчёркивает в притче огромность этого долга.

 А тот находит своего слугу, который был должен 100 динариев. Динарий - это была плата за один рабочий день, то есть сумма такая довольно значительная, например, там за 3-4 месяца работы, но всё-таки вполне представимая. И царь прощает своему слуге, а тот, в свою очередь, своему должнику не прощает. Смысл притчи совершенно ясный.

 И притча эта собственно посвящена самой главной теме христианской жизни – теме прощения. Она и рассказана евангелистом после того, как он приводит сюжет: Пётр, апостол, спрашивает: “Сколько раз прощать брату моему? До семи ли раз?” Вот семь раз простил, а уже на восьмой - извини. “Говорю тебе – не до семи, а до седмижды семидесяти раз”, то есть 7 на 70 – 490 раз. Ну, понятно, что никто это считать не будет, то есть прощать всегда.

 И в самой нашей главной молитве “Отче наш…” тоже: “Прости нас, как и мы прощаем”. Это единственное место, которое Господь в последующем тексте разъясняет: “Ибо если и вы не будете прощать, то Отец Небесный не простит согрешений ваших”.

 В самом деле, если мы представим себе, что мы вообще прекратим прощать друг друга – жизнь превратится, конечно, в ад. То есть малейший проступок, малейший, так сказать, жест – мы уже не прощаем, уже копим, копим, копим, копим и так далее.

 Понятно, что, конечно, в нашей жизни мы наносим друг другу раны, или какие-то другие люди наносят нам раны, раны не заживают сразу и какие-то вещи помнятся долго. Но вопрос не в том, чтобы помнить или не помнить, а вопрос в том, как к этому относиться. Понятно, что после ран остаются шрамы, но если нанесена рана, то мы, понятно, накладываем какие-то повязки, там, лечим; если будем расчёсывать, раздирать, она будет хуже.

 Ну, так же и по отношению к каким-то нашим обидам – если мы их будем там расчёсывать, то конечно, у нас там будет всё время болеть. А наоборот, молитва, доброе дело и множество других вещей позволяют сделать так, чтобы рана скорее заживала. Конечно, шрамы остаются, но болеть уже перестаёт.

 Так что, вот это – центральная тема. И поэтому каждому из нас важно об этом помнить - насколько действительно огромный зазор между тем, какие мы должны были бы быть перед Богом, и тем, что нам сделал ближний. Конечно, бывают тяжёлые какие-то события в жизни, но, тем не менее, вот разница такая же, как 360 тонн золота и 100 динариев.

 Давайте об этом помнить. И действительно, чтобы у нас была такая, разработанная нами, как-то ясно нами представляемая терапия прощения. Чтобы нам не расчёсывать эти раны, а наоборот, залечивать, искать вот эти пути. Вот это и есть творческий подход к жизни, когда мы ищем вот эти, какие-то разные самые пути. Для кого-то это музыка, для кого-то это общение, для кого-то что-то ещё, какие-то именно вещи, которые как раз нам помогают эти раны залечивать и исцелять.

 На самом деле исцеляет Господь. Апостол не случайно говорит: "Бог во Христе простил нас". Потому что действительно те раны Христа, о которых так вот народная наша мудрость повествует в известной иконе “Нечаянная Радость”, когда разбойник, который идёт на дело, и каждый раз перед этим молится, чтобы дело удалось, потом видит, что наносит раны Младенцу Христу.

 В акафисте страстям Христовым, который мы читаем на пассиях Великим постом, есть замечательные строки, что «вижу твою одежду, обагрённую кровью” (это я уже перевожу на русский). И откуда эти раны? И понимаю, что это я, я, своими грехами их нанёс Тебе. Не кто-то там, палачи, то ли там фарисеи, саддукеи, а я.

 Вот это очень важно понимать, что как мы наносим Господу огорчения и раны своими грехами, и так нам важно, чтобы и мы прощали тех, кто нам нанёс раны.

 Да дарует нам Господь вот эту благодать - умение лечить раны прощением, и Сам помогает их залечить.
Аминь.