протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 сентября 2013

Фонограмма


 1 Кор., 15, 1-11.

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

5 и что явился Кифе, потом двенадцати;

6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо'льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;

8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.

9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

 

 Мф., 19, 16-26.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Сегодняшнее евангельское чтение, обычно называемое “о богатом юноше”, содержит два таких явных направления, важных для каждого из нас. Первое – это непосредственно о богатстве. Господь встречает человека, который, как Он видит, по всем его качествам мог бы стать Его учеником. И приглашает стать учеником. Но при этом говорит, что “если хочешь стать совершенным, войти в жизнь, пойти за Мной – продай всё, раздай нищим и приходи, и следуй за Мной”.

  И этот эпизод настолько важный, что все три евангелиста, Матфей, Марк и Лука, его рассказывают. И юноша озадачился, потому что имел слишком много имений, жалко было с этим расстаться.

  И вот этот аспект очень важен. Я не знаю как для других стран, но для нашей страны в настоящее время - необычайно важен, потому что мы видим, что с одной стороны, социальные контрасты такие; c другой стороны, люди, которые находятся на каких-то ответственных должностях, по всей вероятности, больше думают о том, как бы больше заработать, приобрести денег, а не о самом деле. Тут вот та печальная ситуация, когда заработок является не следствием хорошей работы, а целью. И Евангелие неоднократно говорит, что нельзя служить Богу и богатству. На примере этого юноши это совершенно очевидно, что, имея способность, таланты стать учеником Христа… Но богатство перетягивает в другую сторону. И поэтому и нам всем как бы говорится о том, что если у вас малый достаток, не завидуйте тем людям, у которых много богатства. Потому что, как видите, им очень трудно войти в Царствие Небесное.

  И этот эпизод имеет такое маленькое продолжение, которое не включается в текст чтения, но там заканчивается такими словами, что “первые станут последними, а последние станут первыми”. О чём идёт речь? Речь идёт именно о том, что первые, так сказать, среди человеческого общества, где всё измеряется деньгами, славой, положением и так далее, к сожалению для них, они станут в Царстве Небесном последними. Потому что все силы своей души, все свои приоритеты, они потратили на это богатство. А невозможно служить Богу и богатству, невозможно быть работником правоохранительных органов и думать не о поимке преступников, пресечении незаконных действий, а одновременно – «как, что мне через это всё будет?» И так во всём складывается - в медицине, в управлении и так далее, и так далее. Это разрушительно.

  Конечно, человеку какой-то средний достаток необходим. Это не значит, что мы не должны ничего делать и надеяться, что что-то такое с неба нам свалится. И апостол Павел совершенно определённое говорит, что “каждый трудись своими собственными руками”. И при этом добавляет – чтобы было чем помогать нуждающимся. То есть задача христианина иметь средний достаток, по мере сил работать, чтобы было чем помогать нуждающимся, содержать семью и так далее. Но чтобы это не стало такой гирей, которая перетягивает всё внимание, все центры забот и тяжестей, интересы, в сторону только богатства, потому что дело тогда разваливается - падают ракеты, тонут корабли и так далее. Потому что все те, кто стоит в этой цепочке изготовления этих продуктов, по всей вероятности, большинство думает не о деле, а о заработке. Поэтому нам так важно думать о деле, а заработок придёт сам собой. Если мы делаем хорошо – он придёт, не будем беспокоиться.

 Но это, так сказать, только очевидный аспект сегодняшнего эпизода. А другой аспект относится к каждому, вероятно, из нас, потому что у каждого есть какое-то своё, так сказать, препятствие, которое нам мешает целиком, полностью быть со Христом, быть вот в том русле Его жизни, идти за Ним, как мы могли бы, если бы этого препятствия не было. И один комментатор очень удачную, такую грубоватую, но очень точную, иллюстрацию приводит. Есть такой, говорят, (я даже видел сам в кино, это действительно бывает) метод ловли обезьянок. Значит, горшок с узким горлышком привязывается на цепь, в него насыпается рис, обезьянка к нему подбегает, суёт туда руку, хватает кулачком этот рис. Но ладонь сложенная проходит, а кулачок уже обратно не проходит, но отпустить рис жалко, а она не соображает, что надо отпустить, и тут её ловят.

 Ну, вот так бывает часто и у нас: что мы что-то такое держим, жалко отпустить. Понимаем, что это нам мешает, но всё-таки как-то не отпускаем.

 Вот очень важно, когда мы пойдём домой сегодня, подумать о том, какие такие у меня горшочки, где рука моя застряла и никак не даёт мне быть посвободнее.

 Давайте об этом вот подумаем, потому что для нас действительно важно идти за Христом, важна не только вера, но и реализация в нашей жизни Его слов, когда Он говорит: “Я есть Путь, Истина и Жизнь”.

Аминь.