протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
22 сентября 2013


                        Гал., 6, 11-18.

11 Видите, как много написал я вам своею рукою.

12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

                        Ин., 3, 13-17.

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Вчера мы с вами праздновали первый праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы. Но уже сегодня воскресение, которое называется – неделя перед Воздвижением Креста Господня. Церковь нам говорит о цели, о том фокусе, куда сходятся все линии человеческой жизни, как они задуманы Господом. Говорит о Кресте, который действительно является для христианства не просто неким символом распятия Господа, но и Воскресением, и знаком того, что и те, кто принимают крещение, те, кто становятся христианами, хотят быть христианами, они следуют за Христом вот по этому крестному пути.

  Конечно, это нас может огорчать -  ну как же так, Евангелие называется  вроде “Радостной Вестью”, а какая же радость, если  с самого начала говорится о кресте, страданиях и о всём, что с этим связано. Но дело в том, что самая главная радость для человека – обретение смысла жизни, обретение союза с Тем,  Кто его создал, приближение к Тому, Чей образ и подобие мы с вами носим. Когда это есть, то  тогда и труднейшие условия жизни, и страдания, всё равно они направлены к этому самому великому смыслу, самому великому предназначению. И тогда они становятся для человека совсем другими, они дают именно полноту жизни.

  И напротив – богатство, благополучие, всё прочее, когда они лишены самого главного, они становятся лишь источником зла, источником насилия, источником бессмысленности. И вот, как это ни странно, действительно, в Царстве Божием всё имеет противоположное значение, как бы переворачивается с головы на ноги, в нормальное положение всех ценностей.

  И вот в сегодняшнем Евангелии, которое как раз возвещает нам самую главную истину о том, как любит Бог мир - «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И начинается словами: “Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах”.

  Речь идёт о том, что вот эта тайна Божия, великая Тайна мира, из которой всё создано, то, которое мы называем словом “Бог”, приходит к нам как Человек из Назарета по имени Иисус, Который вмещает в себя не только полноту человеческую, но и полноту Божию. Бог приходит к нам и становится близким, Он нас зовёт  “друзья”. Он говорит своим ученикам: “Я не называю вас рабами, потому что раб не знает воли господина своего, но называю вас друзьями”. Братьями называет нас с вами. Вот какое великое открытие совершает для человечества, христианства, совершает Господь.

  И вот мы видим, как эта Любовь Божия приходит в мир, и как мир Её встречает. Вот сегодняшняя притча рядового Евангелия о злых виноградарях как раз и отвечает нам этим образом -  на встречу Человека совершенной любви, полноты  истины, полноты мудрости отвечает злобой, потому что считает это своим, что это принадлежит нам, таким, как мы это устроим,  А к Богу мы будем обращаться по мере необходимости, тогда, когда нам нужно что-то получить от Него. Такое вот языческое отношение.

  Между тем Господь имеет о нас замысел, чтобы мы познавали Его волю и к ней восходили. И вот любовь Божия пришла в мир, и нам важно так ответить на неё, так, как Господь ожидает от нас.

  И Господь приводит в этом отрывке образ древнего медного змия. Когда Израиль странствовал по пустыне на протяжении 40 лет, до тех пор, пока не вымерло поколение, бывшее рабами в Египте, и не родилось и не стало на ноги новое, свободное поколение. Напоминает об этом рассказе, о том, как из-за ропота на Моисея – “он зачем-то нас сюда привёл, в эту пустыню, мы лучше были бы там, хоть и в рабстве были, но были сыты» и так далее… Но Господь  призывает человека, прежде всего, к свободе - этому величайшему и труднейшему дару, когда человек сам выбирает свои пути, когда он может выбирать между добром и злом и несёт за это нравственную ответственность.

  И вот по причине этого ропота Господь попускает ядовитого змея во множестве нападать на народ, жалить, народ умирает от этого. И тогда Он повелевает Моисею  в ответ на его молитвы о народе сделать медного змия, поставить его на шест, чтобы каждый, взглянув, получил исцеление.

  Мы не будем сейчас углубляться в значение этого события, важно одно - Бог ожидал от людей доверия. Взглянув! И вот, как вознёс Моисей змею в пустыне, так должно быть вознесено Сыну Человеческому, то есть Господу Иисусу Христу. И каждый, взглянув на него с верой, избрав путь за Ним, получает исцеление, исцеление от смертной болезни греха.

  И, конечно, это очень трудный путь. Говорится: “Дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. Верующий в Него! Это так трудно  - поверить в Того, Кто потерпел полный крах, полное фиаско в этом мире. Тот, от Кого ожидали спасения Израиля, что прогонит язычников, установит царство справедливости, добра,  будет благоденствие всеобщее, а вместо этого  - вот Он позорно избит плетьми, язычниками, римлянами, распят на кресте, и умирает под смех и издевательство его врагов. Какой же это Спаситель? И ученики перенесли крайнее такое отчаяние – “Мы было надеялись, что Он Тот, Кто может спасти Израиля, а вот уже третий день и ничего, всего этого  нет”.

  И вот именно только воскресение Господа переломило всю эту ситуацию. Из вчерашних запуганных рыбаков Его ученики становятся пламенными апостолами, Его посланниками, и ничем иначе, как только Воскресением, невозможно объяснить эту метаморфозу. И именно такова любовь Божия к миру, что Он приходит и разделяет с нами неизбежное зло этого мира. И самое неизбежное зло для каждого человека – кончину жизни, смерть, уход из этого мира. Господь и через это проходит и достигает Воскресения. И призывает нас идти этим же путём и тоже приобщиться к Его  Воскресению.

  Бог, тем самым, разделил зло мира, это Его ответ на наше вопрошание – почему страдают люди, почему в мире есть зло? И далее Господь говорит о том, что Свет пришёл в мир, но люди возлюбили более тьму, нежели Свет. И Господь пришёл не судить мир, а спасти мир. И суд Божий совсем не так, как суд человеческий. Он не выносит приговора, а напротив, Он представляет каждому человеку шанс, каждому человеку  - возможность повернуть с неправильных своих путей и пойти за Христом, пойти по пути Евангелия,  Радостной Вести. Радостной именно, прежде всего, потому, что она заканчивается, эта Весть, Воскресением.

  И нам так важно, вот в это наше время, когда столько причин для печали, для огорчений, и так важно избрать с доверием к Христу именно этот путь. Не просто обращаться, когда какая-то нужда возникла, заболели, там, ещё что-то, какие-то семейные неурядицы – вот тогда мы приходим. А понимать, обращаться именно потому, что это тот путь, который дарован каждому, открыт каждому человеку - Свет пришёл в мир, пришёл для того, чтобы и мы с вами стали по слову Христа, светом миру и солью земли.

Аминь.