протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
29 сентября 2013

Фонограмма


Гал., 2, 16-20.

16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

  20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Мк., 8, 34-9,1.

34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Сегодняшний день в церковном календаре называется Неделя по Воздвижении, то есть воскресный день после праздника Воздвижения Креста Господня. Это второй праздник церковного года, который, как вы знаете, начинается 1 сентября по старому стилю или 14 сентября по новому. И первый праздник церковного года (как и круг жизни он повторяет наш) – это рождение, приход в мир, приход в мир Той, через которую Господь Иисус станет истинным Человеком и истинным Богом.

 И второй праздник, который как бы уже обозначает – а каков же путь жизни христианина? – праздник Воздвижения Креста Господня. Конечно, это может нас огорчать, пугать, что вот нам перспективой жизни ставится крест. Но Церковь, вслед за Господом Иисусом, не надевает на нас розовые очки, а подсказывает видеть жизнь такой, какая она есть. А жизнь человека – это всегда, конечно, несение креста. Это не значит, что в жизни нет радости, в жизни нет счастья, всё это есть, но всё это пробивается, как трава сквозь асфальт, через коросту зла, греха мира, который лежит во зле.

 И вот следом за этим праздником, когда обозначается как бы факел впереди нас, Крест Господень, который несёт нам смысл, который несёт нам спасение, воскресение, спасение от смерти, вот этот день воскресения Господня, когда мы вспоминаем эти замечательные слова Христа в Евангелии от Марка. Слова о том, как же идти вслед за этим факелом, которым Господь обозначает наш жизненный путь – идти за крестом.

 И четыре, как бы, момента. “Кто хочет идти за Мной”. Кто хочет! Господь не принуждает, а только зовёт: “Кто хочет идти за Мной”. Второе – “Отвергнись себя”. Третье – “Возьми крест свой”. И четвёртое – “Следуй за Мной”.

 Конечно, всё это нуждается в разъяснении и глубоком понимании, потому что отвергнуться себя совсем не означает, так сказать, перечеркнуть свои таланты, свои возможности, все свои данные прекрасные, совсем нет. Отвергнись своего эгоизма, мрачных сторон своей души, стремления главенствовать, властвовать, принуждать, заставлять… Словом, всего того, что совершенно противоположно духу Евангелия.

 Это становится понятным из предшествующего текста. Ведь эти слова Господь произносит после очень важного события в Его проповеди, среди Его учеников, когда Господь спрашивает их: “За кого почитают Меня люди?” И ученики отвечают: “Кто за воскресшего Иоанна Креситителя, кто за пророка Илию воскресшего, или за одного из пророков древних”. И Господь задаёт им самый главный вопрос для каждого человека: "А вы, за кого вы Меня почитаете?" И за всех отвечает Пётр: “Ты Христос, Сын Бога Живаго”. То есть исповедует Его тем самым Господом, тем самым Помазанником, Царём, о котором говорили ещё во времена пророка Давида. Тысячу лет Израиль ожидал своего Царя, истинного Царя, который будет править не насилием, не жестокостью, не принуждением, а править по правде, Который будет нести с собой истину. И вот Он пришёл. И Пётр говорит – Ты Христос, Сын Бога Живаго.

 И Господь им отвечает: “Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь (то есть не от твоего человеческого достоинства, так сказать, догадливости) открыли это тебе, а Отец Мой, Который на небесах”. И Пётр, конечно, очень рад, горд этому. Но с этого момента Иисус начинает учить Своих учеников, что Ему надлежит много пострадать, быть отвергнутым, убитым и в третий день воскреснуть. Конечно, Петру, который только что исповедовал Христа, стало очень жалко, что ж Господь такой избирает трудный путь, потрясающий, какой-то катастрофический путь для установления Его Царства, не может быть этого. И стал говорить Ему: “Господи, да не будет этого с Тобою”. Но Господь, отозвав его в сторону от учеников, говорит: “Отойди от Меня, сатана”. Вот такие грозные слова, сразу после того, как сказал “Блажен ты Симон, сын Ионин…”. “Отойди от Меня, сатана. Ты Мне соблазн, ибо ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое”.

И вот это потрясающе, что даже самые такие, казалось бы, благородные, прекрасные движения, порывы нашей души: жалко Христа, жалко Господа, ну что ж Ты будешь страдать? А Господь это отвергает. “Ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое”.

 Так что вот в этом и есть отвергнуться себя, отвергнуться даже того, что, казалось, прекрасно с человеческой точки зрения, но оно не соответствует планам и замыслам Божиим. И поэтому так и мы должны об этом помнить, что отвергнуться от того, что не в духе Евангелия, как бы ни казалось нам прекрасным. Отвергнуться желания, скажем, что-то изменить, какое-то зло в мире, изменить тоже злом, насилием, желание революции и всё прочее. Это всё как бы двигалось благородными порывами, а практически всякая революция приводила только к ещё худшему режиму, к ещё худшим, так сказать, условиям жизни, что мы прекрасно знаем из своей собственной истории России ХХ века.

 И далее говорит Господь: “Возьми крест свой”. То есть те обстоятельства жизни, которые рядом с тобой. Не старайся от них немедленно избавиться, хотя что-то может быть есть такое, от чего можно избавиться, освободиться. Но так, чтобы это было именно в духе Евангелия. Не злом за зло, не ругательством на ругательство, а мудрым решением. Поэтому и так важно нам вот это качество, которое называется смиренномудрием, то есть смирение, соединённое с мудростью, и мудрость, соединённая со смирением.

 “Возьми крест свой”. Это не означает такое мрачное, какое-то унылое “тащить”, как вол тащит свою ношу, а означает понимание того, что когда мы преодолеваем эти трудности, когда проходим через очень что-то тяжёлое, может быть, то тем самым мы всё-таки утверждаем добро, мы созидаем это самое добро вот здесь, в этом мире, которое даётся, конечно, всегда с большим трудом. Господь приводит пример женщины: когда рождает – терпит скорбь, но когда родит – уже не помнит скорби от радости, потому что человек пришёл в мир. Вот так и мы, проходя через какие-то трудности, понимаем, что через это мы созидаем жизнь. И вот это и является для нас утешением и поддержкой.

 И далее Господь говорит: “Следуй за Мною”, то есть не за какими-то другими примерами, которых множество в жизни, а иди именно за Мною, каждое своё движение, каждое решение проверяй, соответствует ли оно действительно Евангелию. Как апостол Павел в сегодняшнем послании говорит о том: “Не я живу, но живёт во мне Христос”. Вот к этому он призывает и нас стремиться.

 И далее говорит тоже странные слова, трудные для нас: “Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её”. Сберечь душу, действительно в жизни самое драгоценное, что ещё может человек предложить за что-то? И тем не менее Господь говорит: кто любой ценой её спасает, тот может пасть, потерять свою душу. Не любой ценой.

 И вот эти слова – “Кто сбережёт душу свою, и кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, то и Сын Человеческий его постыдится”. Потому что, спасая свою душу, идя на компромисс с окружающей действительностью, с окружающим миром, следуя тому же злу, что устанавливает свою власть мир, мы можем потерять душу свою. Мы можем утратить её.

 Когда мы оправдываем свои дела житейскими соображениями что да, надо там этому противостоять, это сделать, всё, то потерять можем самое главное – с чем мы войдём в Царствие Небесное. Потому что всё греховное, всё несоответствующее Евангелию, всё исчезнет, а останется только то, что Господь принимает. И от нашей души может остаться такая малость, что и не будет заметно. И напротив, кто готов пострадать, готов даже до смерти за свои убеждения, этим становилась христианская Церковь. Христиане первые три века проливали только свою кровь и никогда чужую. Потом, к сожалению, многое изменилось.

 И далее Господь говорит: “Кто постыдится Меня и слов Моих в роде сем прелюбодейном и грешном”. Как часто мы слышим, что вот это не современно, это всё сейчас не годится, ну что ты там говоришь, это было когда-то там в древности, сейчас всё совсем не так. И гражданским браком все живём и всё такое. Конечно, это глубоко ошибочно. Никому в голову не придёт сказать, что, скажем, закон Ома или теорема Пифагора устарели, что они уже в современном мире недействительны. Врачи произносят клятву Гиппократа, которая была сложена две с половиной тысячи лет назад. То есть обязанности врача остаются теми же самыми, хотя методы лечения, конечно, изменились. И точно так же не меняются и духовные законы, как не меняются законы физического мира – законы не убей, не укради, не прелюбодействуй – они всегда действуют. Если мы их нарушаем, то неизбежно мы наносим страшный урон своей собственной жизни.

 Вот давайте об этом помнить и входить в этот новый церковный год именно следуя этому наставлению, задумываясь, размышляя о нём, потому что это не какие-то жёсткие догматы, а это то направление, в котором каждый человек творит, созидает. Творчески созидает свою жизнь.

Аминь.