протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 октября 2013

Фонограмма


2 Кор 9:6–11

6При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

7Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

8Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

9как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

10Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,

11так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

 

Лк 8:5–15

5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Всем нам хорошо знакома эта притча о сеятеле, которая предлагается в сегодняшнем евангельском чтении. Пожалуй, это одна из самых печальных притч Евангелия. Притча о том, как Бог несет слово людям, слово спасения, слово Своей любви, Своей истины. А люди не слышат или принимают так, как на камень падает, или заботами житейскими заглушается слово. И только немногие принимают, как добрая почва принимает семя, и приносят плод в терпении. Притча сказана 2 000 лет назад, но она до сих пор, конечно, не потеряла своего значения, потому что до сих пор ситуация точно такая же. Мы знаем, что у нас по опросам, по статистике 70% нашего населения называют себя православными. Правда, в церковь ходят где-то процентов уже 10-15, и то в праздники. Причащаются, более-менее часто, 5-10%. В городах больше, в селе – совсем мало. 

 

И нет одного очень важного вопроса: а сколько из этих людей читали целиком Евангелие?  И не только раз прочли, а читали и перечитывали? Потому что, это так важно для нас Слово. Вера от слышания, слышание же от Слова Божьего. И вот Господь несет это Слово, говорит людям, которые Его окружают. Проходит время, и это Слово переписано. Уже в конце I-го века было множество манускриптов, написанных на пергаменте, на папирусе и т.д. Оно передавалось, хранилось, дошло до нашего времени. Нам не надо уже идти на берег Тивериадского озера, не надо в толпе стоять, слушать, ловить каждое слово. Оно нам приходит – в любом магазине можно купить. Взять Евангелие и, удобно расположившись в кресле или как-нибудь еще (где угодно, хоть в метро, хоть как), его читать, слушать записи и т.д.

 

И, однако, вот так регулярно читают очень маленький процент людей. И часто бывает: приходит человек, вроде верующий, и на вопрос: «Читали ли Евангелие?» отвечает: «Да, читал». «А как, целиком или отдельные странички?» - «Отдельные странички». 

 

Вот такая печальная ситуация. Ведь, скажем, преподобный Серафим Саровский каждые две недели перечитывал весь Новый Завет. Когда мы перечитываем постом четыре Евангелия, мы считаем, что мы такое очень замечательное дело совершаем – на протяжении 40 дней прочли целых четыре Евангелия! А вот каждые две недели – весь Новый Завет читал Серафим Саровский! Святой человек, который, конечно, знал весь этот текст. Но для него каждый раз это была, как и должна быть для каждого из нас, встреча, как бы вхождение в эту ситуацию.

 

И о чем говорит Евангелие? Если спросить, о чем вкратце говорит Евангелие, Радостная весть? Каждая строчка говорит о любви Бога к нам. Если мы кого-то любим, то нам каждая весточка радостна – письмо написанное, смс-очка посланная и т.д. А тут четыре книжечки маленькие. И нам трудно их читать, потому что – заботы, то-се, в общем, как-то все некогда. Вот таково человеческое сердце. Печально.

 

Хочется закончить словами митрополита Антония Сурожского. Он говорит: «Давайте на протяжении последующей недели подумаем, а какое наше место в этой притче, какая мы почва?» Если нам что-то мешает стать доброй почвой, подумать - что мешает? И подумать о том, как нам это преодолеть?

 

Аминь.