протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 ноября 2013

Фонограмма


2 Кор.11:31-12:9

31Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Глава 12

1Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает),

 4что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

6Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

7И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

8Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

 

Лк.16:19-31

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

 26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

 28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее чтение из Послания к Коринфянам апостола Павла и евангельское чтение от Луки посвящены одной и той же теме – тому, что ожидает человека по окончании его земной жизни. Апостолу Павлу это приоткрывается еще при жизни, и он говорит о каких-то необычайных откровениях, которые он получил в теле ли, вне тела. Но, говорит, знаю человека, который был восхищен до третьего неба (понятно, что апостол говорит о самом себе), и говорит, что это невозможно пересказать человеческими словами. И, действительно, реалии жизни будущего века невозможно пересказать нашими словами, потому что они приспособлены для передачи опыта окружающего нас материального мира. Именно благодаря тому, что апостол Павел имел такое откровение, все его послания насыщены вот таким духовным мощным содержанием, потому что он действительно как бы имел видение оттуда. Видел и эту всю нашу жизнь, находясь как бы над нею, и видел жизнь, которая предстоит каждому из нас. И вот об этой жизни он и говорит.

И об этой же жизни говорит и сегодняшняя притча – очень простая в сущности, понятная каждому человеку, может быть даже нарочито упрощенная Господом. Очень простая картина: вот богач, вот Лазарь. Богач жил хорошо, там страдает; Лазарь жил бедный и несчастный, вот, он там утешается, ему там прекрасно. В том самом мире, о котором апостол говорит, что невозможно пересказать нашими человеческими словами.

И вот эта притча, очень простая по форме, но бесконечно глубокая по своему замыслу, потому что она нам говорит о связи между нашей посюсторонней жизнью и потусторонней. Само по себе богатство или бедность не являются достоинством или недостатком, и не потому так сложилась судьба у богача и у Лазаря, что один был богат, а другой беден. По-видимому, за этим стоят их какие-то нравственные качества. Человек, который был богат, и который только всю жизнь веселился, развлекался, к чему, к сожалению, зовет наша нынешняя цивилизация, где веселье, развлечения, все эти корпоративы и так далее представляются не как подспорье в виде некоего отдыха, а как основная цель жизни – веселье. И, действительно, это веселье, оно принадлежит только этому человеку, оно не радует других, кто находится рядом, может быть в бедности, в нищете, а тут – дорогие машины, яхты и так далее, и всё, что только может человеческая фантазия придумать. А вот рядом есть нужда – и никак сердце человека не откликается. Вот таков был богач, и в этом была его проблема – в равнодушии.

С другой стороны – Лазарь, бедный человек. Конечно, в этом тоже нет его никакого достоинства, но достоинство, по-видимому, подразумевается в том, что он не роптал, он не завидовал богачу, не желал отнять у него что-нибудь, украсть, и прочее, прочее. В каком-то смысле эта притча – иллюстрация к ветхозаветному изречению: «Господи, не дай мне нищеты, чтобы я, обнищав, не стал воровать, и не дай мне слишком большого богатства, чтобы я, разбогатев, не сказал – а что мне Бог?». Так что это именно к этому иллюстрация.

И, конечно, всегда важно – а какое к нам сегодня это имеет отношение? Думаю, прежде всего, именно то, что я уже сказал о современной цивилизации, которая вся направлена на развлечения, вся направлена на удовольствия, роскошь и прочее, прочее. И многим людям кажется, что вот это и есть самое главное. У многих людей проявляется зависть, даже у людей вполне, вроде бы, хороших. Тем не менее, это становится таким соблазном. И с другой стороны – вот эта крайняя нищета. И, конечно, понятны все революционные движения XIX века, и современные, когда крайняя нищета кого-то вызывает у людей чувство не только зависти, но и желание отомстить, желание перевернуть весь мир, сделать его заново, не так как Бог устроил всё несправедливо. Вот, мы сами свой новый мир построим, и будет тогда всё хорошо. Но оказывается еще хуже.

В чем же выход человека? А выход все-таки в том понимании, что в условиях этого материального мира недостижимо чтобы все были счастливы от материальной жизни. Потому что неравенство это всегда будет. Но есть другое измерение жизни, измерение жизни духа, которое и здесь находясь, как апостол Павел, человек, который говорит: «мы нищие, но всех обогащаем, мы ничего не имеем, а нас все узнают». Вот именно его жизнь, как бы продолжение, вот такой яркий пример жизни Христа, является свидетельством того, что можно быть очень бедным, в сущности мало что иметь, и тем не менее быть счастливым и быть человеком, который делает историю, совершает какие-то очень важные Божии дела в этом мире, изменяя его к лучшему. И для нас и встает вот эта проблема.

Конечно, и богач, и это мы видим, не совсем уж негодяй. Мы видим, когда он оказался в трудной ситуации, страдает, мучается от жажды – он вспоминает о своих братьях, просит Авраама: «Пошли Лазаря, чтобы он хотя бы им сказал, чтобы они оставили эту нечестивую жизнь». – «У них есть Моисей и пророки», – говорит Авраам. «Нет, они им не верят, вот если кто из мертвых придет – они убедятся в том, что да! есть по ту сторону смерти есть жизнь, поэтому надо уже здесь к ней готовиться, с чем туда войдешь». А ему Авраам отвечает, что если они не верят Моисею и пророкам, то и если кто воскреснет из мертвых – не поверят.

В самом деле, есть немало людей, которым кажется, что если бы какое-нибудь чудо произошло бы, вот тогда бы они поверили. Но ведь чудес нас окружает множество! Сам по себе мир, сотворенный Богом, каждый листочек, каждая травинка, каждое насекомое, птица, и так далее – это потрясающая красота, потрясающая мудрость, свидетельствующая о мудрости Творца. Но человек это не видит. И когда что-то необычайное произойдет, скажет: «Ну, это совпадение, случайность», и так далее, и так далее. Таких явлений множество, значит, надо просто уметь их видеть и соединять это видение с тем, что нам говорит Слово о необходимости для человека осуществлять свое предназначение, именно идя по пути духовного возрастания. Именно об этом и говорит Иисус. Именно о этом вся Библия, Евангелие. И для нас важно понять это, чтобы жить вот этой жизнью, которая способствует росту духа.

При этом, конечно, понимая, что это осуществляется не только через чтение молитв и так далее, но и через конкретные дела – дела помощи тем, кто нуждается. Здесь, конечно, не нужно крайностей: «Я в принципе никому не подаю, они все обманщики, эти нищие» или «Вот, я не смогла подать кому-то копеечку, не удалось подать всем». Это невозможно. Кому-то подали мы, кому-то подаст кто-то другой. Но важно, чтобы сердце наше было открыто к нужде ближнего. Особенно, когда это в одной семье, в одном приходе, соседи и так далее. Вот об этом нам важно всё время помнить и просить Господа, чтобы сердце наше было открыто к нуждам других людей, чтобы действительно наш рост был не только во внешнем благополучии материальном, но и чтобы духовно мы обогащались и вместе с нашим Господом созидали добро здесь на земле для будущей жизни.

Аминь.