протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 ноября 2013

Фонограмма


Гал. 1: 11-19

11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 

 

Лк 8: 26-39

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что' Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39 возвратись в дом твой и расскажи, что' сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

 

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Нередко людям кажется, что их маловерие связано с тем, что они не видят каких-то явных признаков вмешательства Божия в нашу жизнь, не видят чудес. «Вот, если бы что-то такое чудесное произошло, вот тогда мы бы поверили». Но сегодняшний евангельский эпизод об исцелении гадаринского бесноватого как раз говорит о том, что совсем необязательно чудо, даже самое такое потрясающее, обращает людей к вере в Бога, к вере в Иисуса Христа, как Божьего Посланника, Сына Божьего. В чем же здесь причина? Причина, скорее всего, в том, что люди предпочитают спокойно устроиться, жить своей жизнью, а Бог нужен как-то в какие-то особые случаи, когда, например, умер человек, или родился ребенок, или человек в брак вступает. Это было и раньше, это сохраняется, к сожалению, и сейчас - когда люди ищут не веры во Христа, не связи с Богом, а ищут некую религию.

 Есть разница между христианской церковью, христианством и религией. Религия – это некая связь с невидимым духовным миром, цель которой - как-то устроить наши земные дела, помочь, благословить в чем-то. Каков там Бог - неважно. Сколько людей, которые приходят крестить детей или венчаться, и которые никогда даже не открывали Евангелие, не знают, там, ни Символа веры, ни даже «Отче наш», но чувствуют, что что-то такое надо сделать, вот мы готовы. И совсем другое дело, когда человек входит именно в это общение со Христом, когда он понимает, что это освобождает его от зла, от зла в его сердце, и даже от такого, самого такого кошмарного зла, как одержимость этого гадаринского бесноватого бесовскими силами. Потому что, не только сам человек порождает зло, но и внешние силы, которым он дает возможность, позволяет так или иначе в себя войти. Тут причины могут быть разные, но результат такой, что человек уже собой не управляет и становится для людей таким страшным больным.

 И не случайно Федор Михайлович Достоевский взял именно этот эпизод к своему пророческому роману «Бесы». Вошли бесы в свиней, стадо бросилось в озеро и утонуло. Так начинается этот роман о революционерах, которые мечтают сделать переворот за счет организованного революционного меньшинства в России, и всех заставить жить по-новому. Как и Маркс говорил, что все философы старались объяснить мир, а на самом деле его надо переделать. «Бог не так все сделал, мы сделаем гораздо лучше». Но мы знаем, что за этим потом идет Гулаг, войны и прочее, прочее.

 Казалось бы, это уже ушло в прошлое, но, тем не менее, над людьми все равно довлеет вот это желание устроиться в этой жизни, а духовность – это что-то такое необязательное – «какой-то маленький реверанс в эту сторону мы сделаем, а так - будем продолжать жить своей жизнью, своими интересами». Потому что, эпизод явно показывает, что освобождение от этого, увы, связано с какими-то материальными потерями. Именно это напугало, именно это склонило сердце этих людей, этих жителей, просить Иисуса: «Уйди от нас. Не надо, нам и так хорошо. Что нужно, мы со своими жрецами языческими сделаем».

 И, к сожалению, то же самое мы видим и сейчас, не только где-то там 2000 лет назад, на другом берегу Генисаретского озера, но и в окружающей нас жизни. Когда мы на нее смотрим, то часто вспоминается известная ария Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст»: «На земле весь род людской чтит один кумир священный, он царит во всей Вселенной, тот кумир – телец златой». Но, конечно, это не вся правда, потому что не весь род людской, многие люди ищут все-таки духовного содержания. И оно наполняет человеческую жизнь, потому что, подобно тому, как есть культура тела (все мы знаем слово «физкультура»), поскольку телом мы все - слепок окружающей нас природы, и на доли секунды, если мы лишаемся этой связи с природой, мы тут же погибаем. Но ведь у нас есть не только тело, но и дух. Именно духовное содержание отличает человека от всего остального мира. Нигде в природе мы не найдем аналога, откуда мы могли бы его получить, как мы получаем жиры, белки, углеводы и т.д. Его происхождение только от Создателя Вселенной, от Господа. Потому Библия и говорит: «Мы получили образ и подобие Божие». Только человек! И вот этот образ и подобие мы определяем словом «духовность». И это самое главное. Подобно тому, как есть культура тела, то так же необходима и культура духа. Если ее нет, то дух угасает. Он становится подобен… Знаете, в Японии есть выращивали такие маленькие искривленные деревца, сажали в такую пемзу, едва поливали водой, и такие вырастали искривленные деревца. Считалось, что это красиво. Вот, точно так же душа человека, когда она не получает необходимой духовной пищи, поддержки, живет вне этой культуры духа, она становится такой скукоженной, искривленной, как эти маленькие уродливые деревца.

 И так важно человеку менять эту ситуацию, человеку обращаться духом к тому, что делает его именно человеком. Неслучайно первая заповедь в Заповедях блаженства «Блаженны нищие духом». Нищий – тот, кто просит, те, кто просят духа, те, кто понимает, что нам не достаточно одного того, что мы имеем, а необходимо больше и больше получать. Как и Серафим Саровский скажет гораздо позже: «Цель человека, цель христианской жизни – стяжание Святого Духа». И вот нам важно к этой цели идти. Мы призваны к тому, чтобы менять этот мир. Господь говорит: «Вы – соль земли, вы свет миру». И, конечно, когда мы оглядываемся вокруг себя, нередко можно приходить в уныние, все это так. Конечно, очень мало людей приходит в храм по сравнению с большим числом других людей. Еще меньше людей читает Евангелие. К сожалению, приходят иногда в храм, внешне культурные люди, и из телевидения и прочее, прочее, но когда спрашиваешь: «А Вы Евангелие читали?» - «Ну, так, посмотрели». 20 лет уже эта Книга совершенно свободно продается! И люди равнодушны. Как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны». И даже, когда объясняешь людям, что хорошо бы все-таки читать, потому что это основа вашей культуры, вы – работники культурного фронта, что называется. Как же без этого? «Да, да, конечно». Купите книжку, вот «Сын Человеческий» помогает понять. «Да, да», и проходят, уходят мимо. Вот это равнодушие.

 И, конечно, нам важно понять, что впадать в уныние от этого ни в коем случае мы не должны. Надежда именно на тех, кто пришел, кто сделал этот шаг. И наш главный враг (тех, кто этот шаг уже сделал, кто перечитывает Евангелие, идет за Христом, приходит в храм) – уныние и такая печаль, что так мало верующих. Спасение для каждого из нас только в том, чтобы благодарить. Благодарить и за то хорошее, которого так много, за то, что открыты храмы, за то, что так свободно продаются Библия, Евангелие, столько духовных книг. Благодарить, даже за трудное благодарить, потому что такими путями ведет каждого из нас Господь, так индивидуально. Когда проходим через трудное, чему-то мы учимся, чего не знали бы без этого. Будда, пока жил где-то там лет до 20, его оберегали от всякого рода неприятных событий жизни. Он никогда не видел болезни, смерти. И однажды, когда ему было уже где-то за 20, проезжая на колеснице, он увидел больного старика, просящего милостыню. Затем он увидел процессию, несли умирающего. Он вдруг открыл для себя и понял, что в жизни не только удовольствия и красивые вещи, но есть и смерть, и болезнь, и трудности. И он стал другим человеком, увидев это. И вот так же и мы с вами, проходя через трудности, правильно к ним относясь, не давая себе сокрушаться, а говорить: «Господи, благодарю Тебя, что Ты это послал мне, дай мне силы перенести это и Тебя благодарить, потому что это Твой путь, через который Ты хочешь меня провести, чтобы я действительно возрос, таким стал, каким Ты хочешь меня видеть, Твоим посланником в этом мире».

 Вот давайте об этом размышлять, не поддаваться унынию и молиться о стране нашей. Молиться о том, чтобы люди обращались не просто к некоему туманному образу Бога, а обращались именно к Евангелию, потому что оно нам рассказывает о Христе. Рассказывает об Иисусе, Который Единственный из всех основателей религий говорил: «Я и Отец - одно. Видевший Меня видел Отца». Простой вывод из этого: если мы не читали Евангелия, если мы не знаем его достаточно подробно, мы не знаем, каков наш Бог. Наши представления тогда туманны – так, что-то там такое происходит, а что именно – не так важно. Вот давайте с вами об этом помнить, и что мы с вами – посланники в этот мир. Какими бы мы ни были немощными и слабыми, но мы сильны не своею силою, а тем, что нам дает Господь. Когда мы на Него будем надеяться, то не будет места унынию, будет место именно словам апостола «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». 

 

Аминь.