протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 ноября 2013

Фонограмма


Гал. 2:16–20

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

1 9Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Лк 8:41-56

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее апостольское чтение, отрывок из Послания к Галатам, начинается замечательными словами апостола Павла – человека, который, начав с гонений на христиан, стал пламенным апостолом, потому что пережил личную встречу с воскресшим Христом, которая изменила всю его жизнь. И это не было каким-то однократным событием, а повторялось много раз на протяжении его жизни, на что апостол прозрачно намекает в книге Деяний и в своих Посланиях.

И вот сегодня эти слова, когда Павел говорит: “человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа”. Что значит “не делами закона”? То есть не только соблюдением внешних каких-то правил и обрядов. Если будет только это, а за этим ничего не будет: не будет знания о Боге, не будет доверия Богу, “вот, я сходил, сделал то-то и то-то, а мне, значит, за это будет”. Нет, так не получается. “Верою во Иисуса Христа”.

И далее заканчивает этот краткий пассаж апостол словами: “А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня”. И вот к этим словам как бы иллюстрация – евангельское чтение об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Лука объединяет это в один эпизод, и, наверное, так оно и было, как он описывает, что это в один день это произошло. И подчеркивается единство этих двух чудес: то, что девочке было 12 лет, а женщина страдала кровотечением тоже 12 лет. И, в сущности, этот эпизод – одно из многих евангельских мест, где совершается, я бы сказал, реабилитация женщины. Потому что мы знаем, что в древнем мире женщина была существом как бы второсортным. Мы даже знаем, что апостол Павел, когда проповедовал воскресение Христа, ни разу не упоминал о том, что Иисус воскресший первым явился женщинам. Поскольку в языческом мире это было какое-то несерьезное свидетельство. Хотя все четыре Евангелия однозначно говорят, что да! первым явился женщинам. Ученики разбежались, а вот женщины пошли совершить этот обряд с доверием и любовью к Господу Иисусу. (Обряд погребения, помазания миром, и так далее).

И вот мы видим, что на протяжении всего Евангелия подчеркивается вот это стремление Господа реабилитировать и восставить достоинство женщины как и мужчины. Как апостол Павел позже скажет сам, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, но новая тварь во Христе. И вот мы видим, что прощается женщина, взятая в прелюбодеянии. “Никто не осудил тебя? И Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши”. Приходит в дом фарисея, когда там был Господь Иисус, женщина и омывает ноги миром, отирает волосами, слезами омывает… Господь говорит: “Прощаются грехи многие ее, потому что возлюбила много”. Возлюбила именно Иисуса.

И вот здесь то же самое. Мы видим, что Иисус дважды нарушает общеизвестные правила. Вообщем, сначала нарушает женщина, прикасаясь к Нему, хотя, будучи в течении крови, она вообще не должна была из дома выходить на улицу, потому что случайно мог прикоснуться к ней какой-то человек, и стать нечистым по представлению того времени. И когда Иисус об этом узнает, она рассказывает, что получила исцеление, в великой радости говорит – по какой причине прикоснулась… Иисус нисколько не осуждает, а, наоборот: “Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя”.

То же самое, приходит в дом Иаира и берет за руку умершую девочку. А прикасаться к умершему человеку было нельзя, потому что теряли чистоту, и так далее, обряды должны были целый месяц происходить, и так далее. И опять же происходит это чудо любви, чудо воскресения. Господь трижды совершает воскресение, как нам рассказывает Евангелие, и два из них – над детьми. Потому что смерть ребенка, или юноши, девушки – это, конечно, самая страшная трагедия. К сожалению, нам приходится хоронить своих родителей, это тоже трагично, но на порядки более трагично, когда родителям приходится хоронить своих детей.

И здесь говорится именно об этом равном достоинстве, о том, как Господь с особенным вниманием относится к каждому человеку и особенно возвышает положение женщины. И вот удивительно то обстоятельство, что двадцать веков спустя вот эта самая, так называемая, женская нечистота декларируется как препятствие, чтобы приходить в храм, причащаться, касаться икон и т.д. Хотя святые отцы, они как бы примерно наполовину это правило сохраняли. А половина из них говорили, что это принадлежит Ветхому Завету, а в Новом Завете это всё уже излишне.

И был такой замечательный Святитель Афанасий Великий, который был страстным борцом против арианства, александрийский епископ, там шла страшная борьба, интриги и т.д. Но удивительно, что это совпадение…Ведь он восставал против ереси Ария, который утверждал, что Иисус не Единосущен Отцу, а Подобосущен. То есть, вот это единство, приближение человека к Богу, что Он взял наше существо и соединил со Своим, Единосущен был Отцу. Вот это приближение Бога к человеку для многих людей в то время как-то казалось «ну, это уж слишком. Нет, надо отдалиться, все-таки Он был подобосущным. Это не Бог был, а там высшее творение, через Него все остальное произошло, и так далее, но это ладно». А что действительно, истинный Бог и истинный Человек – вот это не вмещалось. Возникла эта арианская ересь, которая была очень распространенной. Человеку трудно принять такую близость Бога. И вот тот же Афанасий Александрийский именно и говорит о том, что эти все ветхозаветные правила тоже не нужны. Раз Господь пришел и сказал: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя», значит, не нужно все эти критические дни и т.д. В жизни и так много препятствий, и если еще одно поставить себе, то вообще не придешь.

И вот происходит такое удивительное событие. Вообще говоря, это (я имею в виду это как бы возвышение женщины) ведь очень понятно, потому что, если посмотрим на современную жизнь, то, к сожалению, приходится констатировать, что вообще женщины как-то более зрелые, более взрослые по сравнению с нами, мужчинами. Потому что, как правило, примерно 95-98% женщин хотят семью, детей, так сказать, единства и т.д. А что касается мужчин, то тут получается как-то всё наоборот. Когда, так называемый, гражданский брак, то в нем со стороны прекрасного пола: «Да, я не замужем, но у меня есть человек». То есть такое, что вот-вот она выйдет замуж, но пока еще не сложилось. Мужчина в этих случаях, в 90%, говорит: «Да, я свободен. Нет, я не женат». То есть, эта связь для него что-то такое – да, есть, но это так, не семья.

И когда мы видим в храме больше женщин, чем мужчин, иногда тоже кажется: ну это, наверное, от того, что они слабее, чувствительнее, пятое-десятое. Но я думаю, что женщины, в целом, взрослее, они серьезнее. Вот именно поэтому они и приходят вот к этому главному, что является источником жизни, до которого добираются мужчины в гораздо меньшем проценте – или так Господь коснулся или как-то еще. И, конечно, я ни в коем случае не хочу ополчаться на мужчин, но понятно, что вывод такой – нам надо становиться тоже ответственными в этой жизни, искать главного.

Пусть Господь нас благословит, чтобы мы слышали эту евангельскую весть. Слышали бы, что эта иллюстрация двух сегодняшних эпизодов о том, что спасается человек не делами закона, не внешними обрядами, а верою во Иисуса Христа. И пусть эта вера и доминирует в нашей жизни, в наших поступках, понимая, что да, конечно, внешняя сторона нужна, нужен обряд, нужна форма. Но если форма не наполнена содержанием, если она разрастется, как стакан, в который налить воды, а стенки будут такие толстые, что для воды не останется места, то человек останется жаждущим, и эта жажда ничем не будет утолена. Стакан, весь из стекла, не утолит жажду. Давайте с вами об этом всегда помнить и искать всегда вот именно этой веры – доверия, этим спасаться. Как и апостол говорит, конечно, это наш путь, мы еще очень далеки от этого, когда апостол говорит: «Не я живу, а живет во мне Христос, а что живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

Аминь.