протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
24 ноября 2013

Фонограмма


Гал. 6:11–18

11Видите, как много написал я вам своею рукою.

12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

Лк 10:25-37

25И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Нам сегодня вновь предлагается большинству из вас хорошо знакомая притча о милосердном самарянине. Притча посвящена ответу на самый главный вопрос, который ставит не только законник, но и каждый человек: “Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Чтобы не умереть? Чтобы наше бытие не ограничивалось нашим биологическим существованием, которое прекращается с нашей физической смертью, но чтобы наша жизнь личности простиралась далее, простиралась в вечность, к Богу? Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?”

Этот вопрос напоминает другую притчу – о Страшном суде, которая заканчивается этими словами, помните: “Сии пойдут в жизнь вечную, а сии в муку вечную”. И в притче о Страшном суде тоже ничего не говорится о вере, благочестии, соблюдении каких-то обрядов, обычаев, традиций, и так далее, и так далее. Говорится только о том: голодного накорми, раздетого одень, больного посети, и так далее.

И в этой притче, я думаю, для слушателей было самым шокирующим то, что в качестве примера ставился самарянин. Мы из истории знаем, и из нашего житейского опыта, что часто вражда бывает особенно яростной между близкими людьми: между католиками и протестантами войны были страшные; между православными и старообрядцами – сжигали друг друга, и так далее. И вот здесь так же. Самаряне, в сущности, были очень близки. Самария и Иудея, южная часть Палестины, одного происхождения – все дети Авраама. И разделились в общем-то давно, разделились сразу после Соломона, когда северные царства отделились, поскольку Соломон не хотел смягчить тяжесть налогов. Очень часто, мы знаем, причиной войны бывают те или иные высокие налоги. Гражданская война в США была на эту тему, война за независимость США. Многие-многие причины именно простая вещь: повышение налогов начинается, возбуждая все остальные противоречия.

И вот здесь, собственно, то же самое: отделение самарян произошло из-за этого. И поэтому они остались верны своему древнему святилищу, которое еще Иаков им даровал, внук Авраама, и вы помните как самарянка спрашивает: “Господи, на какой горе поклоняться? Здесь ли? А вы говорите, что надо поклоняться в Иерусалиме”. И вообще надо сказать, что впечатление такое, что Господь как бы демонстративно показывает Свое предпочтение самарян, вот этих еретиков. Мы читаем притчу о самарянке, где женщине Господь открывает самые важные тайны будущей жизни: “Не на этой горе поклоняйтесь, и не на той, а в духе и истине”. Говорит с женщиной, и притом с самарянкой. Знаем другой эпизод, когда десять прокаженных получают от Господа исцеление, и только один возвращается, “и той бе самарянин”. А девять где?

И при этом Евангелие не рисует это розовыми красками, напротив, напоминает сцену о том, как Иисус с учениками проходят через Самарию, идут в Иерусалим, и Его не приняли, потому что Он имел вид паломника в Иерусалим. А ученики, так сказать, праведно возмутились: “Скажи, Господи, и мы низведем огонь, как Илия сделал”. А Господь отвечает: “Не знаете какого вы духа”.

И вот тут опять самарянин. Пример законнику, благочестивому человеку – самарянин. И тем самым подчеркивается, что вера наша ценится прежде всего по тому как мы относимся к людям, к нашим близким. Кто для нас близкий? И ставится такая бесконечно возвышенная цель, что твой близкий, ближний – каждый, кто нуждается в помощи. Вот мы говорим: “Понаехали эти, эти, и такие, всё такое. Рабочие места захватили, и прочее-прочее”. А вот оказывается, что если он нуждается, вот ты и прояви к нему. Или он к тебе проявит. Понятно, что это какая-то бесконечно возвышенная цель, как слова: “Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен”. Понятно, что мы не можем любого бомжа, который лежит на улице, взять, отвезти в больницу (его и не возьмут в больницу еще), или к себе домой. Это невозможно. Но нам показывается направление. Направление нашей жизни, направление нашей нравственности, нашей воли, нашего сострадания, нашего расположения к каждому человеку. Вот такое.

Поэтому для нас важно в предстоящую неделю, в которую как раз начнется в четверг Рождественский пост, вот так подумать: “Кто наш ближний, который нуждается в нашей помощи?”. Может быть, действительно, это какой-то родственник, а может просто знакомый. И как-то постараться хотя бы постом принести такой дар Младенцу Иисусу, чтобы вот к этому нашему ближнему проявить ну не такую любовь, но хотя бы похожую. Хотя бы в этом направлении.

Аминь.