протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
1 декабря 2013

Фонограмма


Еф. 2:4–10

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,- 6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9 не от дел, чтобы никто не хвалился.

10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

 

Лк 12:16-21

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо'льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение, называемое «притча о безумном богаче», напомнило мне одну историю, еще давнюю, когда только-только начали давать отдельные квартиры. И отец моего школьного приятеля, полковник, в отставке он тогда уже был, жили как все, в коммуналке, и стремился получить отдельную квартиру, хорошую. Он прилагал к этому всяческие усилия. И купить мебель, и прочее, прочее. Тогда все это было гораздо труднее, чем сейчас. Но, в конце концов, все получили, все было хорошо. И потом, буквально, через месяц он скончался, довольно молодым еще человеком.

И вот действительно, человек столько вложил. Для него получение квартиры стало, так сказать, единственной целью его жизни. И, оказалось так, что это так все непрочно. И наступила кончина, смерть. Может быть, даже оттого, что он слишком вкладывал много сил, переволновался. Во всяком случае, человек ушел из жизни. Казалось бы, вот тут бы ему и пожить, тут бы все и хорошо – все получил. Но, не получается.

 И такая психология нередко возникала у людей в советское время, да и сейчас, и даже среди верующих. Как говорят: «я всю жизнь работал или работала, я обо всех заботилась, вот теперь я, наконец, поживу для себя». А Господь, мы видим, осудил человека, который сказал, что «много у меня богатства, скажу душе моей: ешь, пей, веселись». И осудил этого богача, как безумного, глупого человека. Что же нам говорит Евангелие? Что не надо строить, не надо быть хозяйственным человеком, позаботиться о своих плодах? Нет, конечно, нужно. И апостол Павел говорит: «а кто не работает, тот пусть и не ест». И апостол дает новый христианский принцип - для чего работать: «каждый трудись своими руками, чтобы было чем помогать нуждающемуся».

И неоднократно перед нами возникает эта проблема отношения к внешним благам, внешнему миру, домашнему устройству. Конечно, какой-то необходимый минимум нужен каждому. Это ясно. Но когда богатство становится уже единственной целью жизни – мы читаем о каких-то колоссальных стоимостях яхт, домах, кварталы целые покупают за рубежом и т.д. Ну, понятно, что это не на честные деньги куплено, и человек только об этом и думает. И другой бывает аспект. Ведь эта притча рассказана в контексте повествования Евангелия о том, что подошел человек некий к Иисусу и говорит: «Господи, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». А Господь отвечает: «кто поставил Меня делить между вами что-то?» И мы действительно видим, как часто люди, которые тихо-мирно жили, дети одних родителей, когда родители уходят из жизни, и остается наследство (не такое уж большое, дача какая-нибудь, что-нибудь в этом роде, 6 соток), и вот начинается дележка. И становятся страшными врагами вчерашние братья и сестры. Отчего это происходит? Оттого, что человек всецело устремлен только на материальное существование. А Господь говорит: «вот так будет с каждым, кто в себя, а не в Бога богатеет».

Что значит «богатеть в Бога?» В сегодняшнем отрывке из Послания к ефесянам мы слышим слова апостола, который говорит: «ибо мы - Его (то есть, Бога) творение, созданы во Христе Иисусе». Мы заново родились, когда мы принимаем крещение, когда мы становимся христианами. Мы становимся новым творением, в котором нет уже ни иудея, ни эллина, не имеет значение ни женский пол, ни мужеский, ни национальность, ни культурная принадлежность – мы новое творение, на добрые дела созданное, которые Бог предназначил нам исполнять.

И все Евангелие именно об этом говорит. Помните, знаменитая притча о талантах? Дает господин рабам своим крупную сумму денег, а, возвращаясь, ожидает получить от них заработанное на эти деньги, не только проценты, а что-то такое созданное весьма существенное. И каждому из нас Господь дает свои способности, свои таланты – кому больше, кому меньше. Но, так или иначе, они для того, чтобы именно на них что-то принести, сделать что-то доброе в нашей жизни. Когда люди, окружавшие Христа, спрашивают: «что сделать нам доброе? Какое доброе дело нам совершать?» А Он им отвечает: «вот дело Божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Веровать в Того – не значит, что просто знать, что Христос был, оставил Евангелие и проч., а вникать в это. Как апостол Петр в одном Послании трижды в одной главе повторяет: «возрастайте в познании Господа нашего Иисуса Христа». Потому что в этом проявляется наша любовь. То самое главное, к чему призван христианин. Если человек ходит в церковь, раз в год ставит свечки, и считает, что он православный - это еще не христианство. Христианство – это именно любовь ко Христу. И четвертое, последнее Евангелие, последняя его глава заканчивается троекратным вопрошанием апостола Петра Иисусом: «любишь ли Меня Петр?» Трижды спрашивает, и трижды говорит ему на утвердительный ответ: «паси овцы Моя», то есть, пребудь в Моей церкви, заботься о ней, потому что Моя церковь призвана продолжать Мое дело здесь на земле. Не всегда это, может, получается, по грехам людей. Но задача церкви именно такова.

И те люди, которых мы прославляем, как святых, они именно и служат этой задаче, поставленной Христом, – созидать добро в этом мире. И вот для нас сегодня, когда мы пойдем из храма, для каждого – подумать (потому что у каждого есть свой вариант ответа), что именно ко мне обращено, что я призван делать, чтобы не в себя, а в Бога богатеть.

Аминь.