протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 декабря 2013

Фонограмма


Еф. 4:1–6

1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,

2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,

3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;

5 один Господь, одна вера, одно крещение,

6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

 

Лк. 18:18-27

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение обычно называется «эпизодом о богатом юноше». Когда он услышал об Иисусе, вероятно, множество народа окружало Господа, и ему хотелось ближе подойти, спросить Господа о чем-то самом важном для него. Он проталкивается среди народа, подходит к Нему поближе и спрашивает: «Господи, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Не просто как-то жить, как все, а ему, его сердцу хотелось что-то особенно важное сделать, чему-то особенно важному посвятить свою жизнь. И он слышит, что Господь говорит о жизни вечной, о Царствии Небесном. Что для этого надо сделать?

 

И Господь дает ему очень простой ответ: «Знаешь заповеди: не убей, не укради, не прелюбодействуй, чти отца своего и мать свою, люби ближнего, как самого себя». И этот молодой человек отвечает: «Все это я сохранил от юности своей, что мне еще нужно?» По-видимому, это был хороший, добрый человек, очень благочестивый. Но он понимал, что необходимо какой-то еще шаг сделать. Какие-то у него есть данные, какие-то еще возможности, которые не реализованы еще в этой его добропорядочной жизни. И Господь, взглянув на него (и, как другой евангелист говорит, «полюбил его», понравился он Ему), видит в этом человеке что-то важное, глубокое, ценное, и говорит ему: «Все, что имеешь, продай, раздай нищим, приди и следуй за Мной, взяв крест».

И юноша отошел со скорбью. А Господь сказал: «Как трудно богатому войти в Царствие Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное». И вот такой эпизод в жизни этого юноши был. И больше мы о нем не слышим никакого упоминания. Он как бы исчез с исторической сцены. А, быть может, он мог бы стать таким же известным, как апостол Павел, обращать десятки, тысячи людей, Быть замечательным богословом так же, как апостол Павел, написавшим Послания – письма, которые стали пищей для богословия на многие века. Множество толстенных томов и сейчас пишутся богословами, именно исследуя внутренне богатейший духовный опыт апостола Павла. И он мог стать таким же апостолом, учеником Христа. И не стал. Не стал, потому что богатство его смутило, привычный образ жизни, условия, комфорт – как-то расстаться с этим ... Не принял решения радикального в этот момент. И ушел, и больше о нем ничего не говорится.

 

И вот ученики были озадачены, «кто же может спастись?» Господь говорит, что «человекам это невозможно», но человеку важно принять правильное решение. И для нас с вами тоже важно подумать, какое из наших богатств препятствует нам войти в Царствие Небесное. Конечно, среди нас, наверное, почти нет людей, столь богатых, как этот юноша. Но мы богаты другими какими-то вещами. Мы «богаты» и самомнением, и осуждением. Нередко «богаты» грубостью, резкостью, какими-то слишком эмоциональными реакциями на внешние обстоятельства неблагоприятные. И нам с этим тоже трудно расстаться. «Ну, вот, я такой человек, так уж реагирую на все». С гневом нередко бывает трудно расстаться, с осуждением. С удовольствием подмечаем чьи-то недостатки, говорим о них, передаем другим, услаждая себя тем, что мы-то не такие, мы, наверное, лучше. Вот с этим-то так важно расстаться. Расстаться, сбросить это с себя, потому что это то, что нам мешает идти за Господом.

 

Вот, давайте, когда сегодня пойдем домой, подумаем о том, какие у нас есть такие богатства в кавычках, с которыми можно было бы расстаться, которые лучше было бы оставить за бортом своего жизненного пути.

Пусть Господь нас благословит в этом размышлении, даст нам решимость и Свою благодать, и невозможное для нас сделает возможным для Господа.

 

Аминь.