протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
29 декабря 2013

Фонограмма


 Кол. 3:4–11

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

 9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

 

 

Лк. 14:16–24

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресенье в нашем церковном календаре называется «Неделя святых праотец». Это воскресенье, когда церковь вспоминает всех праведников, начиная от Адама и до ближайших десятилетий ко времени прихода Христа Спасителя. И в светильне сегодняшнего богослужения мы читаем такие слова: «Адама восхвалим, Авеля, Сифа и Еноса, Еноха и Ноя». Перечисляются ветхозаветные праведники, о которых мы читаем еще в первых главах Книги Бытия, до двенадцатой главы, когда описывается призвание Авраама. И они тоже поминаются: Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иова, и Аарона, Елеазара, Иисуса, Варака, Самсона, Иеффая, Давида, Соломона, трех отроков в пещи вавилонской мы вспоминаем, Даниила. Словом, всех праведников Ветхого Завета. Вспоминаются также и жены: «Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, Анна, и Юдифь, и Девора, Иаиль, Есфирь, Сарра, Мириам Моисеева, Рахиль, и Ревекка, и Руфь» и многие, многие другие. То есть, мы видим, что сегодня мы вспоминаем историю праведников, начиная от первой пары человеков, Адама и Евы, и Авеля и многих, многих других. То есть, мы видим, что в человечестве этот призыв к праведности находил среди людей тех, кто его слышал, тех, кто хотел жить по правде.

Но, к сожалению, таких людей было очень мало. Когда мы вспоминаем историю потопа, например, то из всего человечества Господь избирает Ноя и его семью. И затем все человечество как бы заново происходит от этой семьи. Но и там сразу же среди трех сыновей оказывается тот, кто не почитает отца, кто готов надсмеяться над его слабостями. Это продолжается и далее.

И далее рассказывается о призвании Авраама и всех героев веры Ветхого Завета. То есть, все они готовили вот ту почву, готовили людей, ту обстановку, которая могла бы, хотя бы в малой мере, принять Христа Спасителя. И вот апостольское чтение говорит о том, что во Христе создается новый народ, где нет ни мужского пола, ни женского, равенство каждого – каждый человек, независимо, мужчина или женщина, возлюблен Богом. И все народы призываются, нет ни скифа, ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного – ко всем Господь обращает Свою любовь, всех призывает в Свое Царство.

И вот сегодняшнее евангельское чтение о званых на вечер. Какая связь? Связь очень простая – то есть, через этих праведников, через этих слуг, которых Господь посылает к людям, которых хочет призвать на Свою вечерю, на Свой праздник, призывает самых таких близких, именитых, открытых, готовых услышать Его слово. И что же Он находит?  Многие начинают подряд отказываться. И отказываются вроде по таким вполне благовидным причинам. Один говорит: «купил землю, хочу скорей пойти ее посмотреть, имей меня отреченна». Другой говорит, что «я купил пять пар волов, хочу скорей пойти их испытать, как они будут в работе, пахать поле мое. Прости меня, я не могу придти». Третий говорит: «Я женился, семья, как я рад тому, что семью создал. Я не приду, ты уж меня прости». Все вроде нужно, все важно. А ведь эта притча рассказывается после того, как один человек (когда Господь беседует с людьми) говорит: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Небесном». И Господь рассказывает эту притчу, говоря о том, что, да, это счастье, конечно, готово всем людям, но вот как реагируют люди на этот призыв. Оказывается, что их повседневные дела им важнее. В общем, вроде ничего плохого не делают. Но отказываются от этого пира, от этого пира веры, от Царствия Небесного, которое уже начинается здесь, в ваших сердцах.

И поэтому нам важно понять, что эта притча обращена не только к современникам Ноя или Авраама, или другим людям Ветхого Завета или других народов, но ко всем нам. Она обращена ко всем современным народам: народам Европы, которые отказались вставить в Декларацию создания Европейского Союза фразу о том, что она создана на основе христианской веры. А в наше время, сколько людей, которые приходят в храм вот сейчас, под Новый Год много приходит людей, которые наконец собрались придти, слава Богу, мы им бесконечно рады. Но, оказывается, что эти люди Евангелие никогда не открывали, никогда не читали. «Сложно читать. А где достать?» Хотя уже 25 лет Евангелие продается совершенно свободно. Уже приходят многие люди, не совсем уже такие школьники, уже студенты, постарше их, и на вопрос: «Читали Евангелие?», отвечают: «Да, в детстве когда-то, читали». Раньше было, что бабушки читали, а сейчас наоборот. Ну, вот такая у нас создается странная ситуация. Поэтому нам так важно помнить о том, что этот призыв обращен ко всем народам, к каждому из нас. Если мы это не воспринимаем, то по призыву христианскими народами станут  народы Латинской Америки, Индонезии, Африки и т.д., которые сейчас, казалось бы, относятся к так называемым «развивающимся странам».

Вот, давайте помнить об этом. Помнить о том, что и мы в нашей жизни, хотя мы, вроде бы, стоим под сводами церкви, но все ли мы в нашей жизни действительно готовы выделить, выделить какое-то время для того, чтобы уделить это церкви, уделить свое духовное возрастание. Понятно, когда старики и дети, больные и т.д., понятно, их уже не оставишь. Но когда всякие телевизионные передачи, полно всяких дел, суеты, особенно сейчас появился телевизор, Интернет – вся наша современная цивилизация заточена на развлечения. Индустрия развлечений. А подумать, то эти телевизионные передачи создаются не самого высокого качества. Даже слушая по радио новости, даже, казалось бы, вполне интеллигентных, так сказать, радиостанций, какая-то болтовня идет сплошная. Вокруг какого-нибудь известного эпизода, вроде ясно все – нет, все друг друга перебивают, в общем, чепуха. А уж про Интернет и говорить нечего – люди туда входят и по 5-6 часов в нем сидят, особенно молодежь и прочее. Это безумная трата драгоценнейшего дара – дара времени – на пустые дела.

Как важно возрастать в познании нашего Господа, потому что этим измеряется наша любовь к Нему. Ведь, если мы кого-то любим, то нам интересно узнать, что этот человек думает, что он переживает. Чем больше узнаем, тем больше любим. А чем больше любим, тем больше хотим узнать. И как же люди живут, уже взрослые, уже до седых волос дожили, а Евангелие никогда не читали, никогда не открывали. И мы, пришедшие в храм, ну так, постом читаем, а так – вроде не очень-то интересно. А ведь всякое познание, оно бесконечно интересно! Любой человек, который занимался какой-то отраслью – научной или какой-то там еще – когда он действительно входит в дело, говорит: как это интересно! И как интересен каждый человек, когда его любишь. Когда любишь, интересно. Вот как измеряется наша любовь ко Христу – первая заповедь: возлюби Господа Бога твоего. Почему нам так важно читать, сейчас столько духовной литературы (она, конечно, разного качества, но есть и хорошие очень книги), читать про опыт других людей, их встречи с Богом, их узнавания Бога. Через них мы узнаем. И, конечно, нужно наше собственное участие, встреча с Ним в молитве, в чтении Слова, в таинствах, в церкви. Конечно, люди иногда говорят: «но вот есть много хороших людей, они в церковь не ходят, но они вполне хорошие люди». Да, но они остаются с этим хорошим, ну такие одиночки. А когда человек приходит в церковь, когда он это хорошее помножает на ту благодать, которую ему дает Господь, как бы этим хорошим украшает церковь, не только росписью и архитектурой, но своим участием, своей жизнью, он как бы призывает, он уже служит Христу. Говорится именно про это: «кто не созидает со Мною, тот разрушает». Всеми своими дарованиями, вместо того, чтобы послужить Богу, послужить призыву людей в это объединенное, новое человечество, под названием «христиане», человек остается где-то в стороне со всеми своими прекрасными качествами и способностями.

Вот будем помнить об этом, что нам так важно возрастать в этом нашем познании. Апостол Петр трижды в одной главе говорит: «Возрастайте в познании Господа нашего Иисуса Христа». Потому что узнавать, для чего? Для того, чтобы еще больше любить. Давайте об этом с вами помнить. И помнить, что на нас тоже лежит эта ответственность. В притче - это, в сущности, про каждого из нас. 

 

Аминь.