протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
9 марта 2014

Фонограмма


Евр. 11:24-26, 32 - 12:2

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26 и поношение Христово почел бо'льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

 

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми'лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

 

Глава 12.

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

 

 

Ин. 1: 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви'! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.


 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Сегодняшний день, воскресение первой недели Великого поста, называем Торжество Православия. Исторически его установление связано с восстановлением иконопочитания в VIII веке, с решением VII-го Вселенского Собора, установившего иконопочитание. И это было не просто некое решение как бы украшения храмов, искусства и т.д. Но на самом деле отвержение икон, отвержение изображений Христа, Спасителя, Божьей Матери, святых на самом деле было отвержением истинного воплощения Христа, что Он действительно стал подобный нам во всем, кроме греха. Запрет Ветхого Завета изображать Бога Отца, конечно, включал в себя то, что это невообразимо, это невозможно без какого-то искажения преподать кистью художника или резцом скульптора. Но когда Сын Божий пришел, стал как один из нас, то Его изображение именно и подчеркивало эту истину - что Он соединил в Себе божественную и человеческую природу - основа христианства. И воскресший Иисус воскресил и нас. И нас, поэтому, ожидает воскресение. И запрет на изображение, собственно говоря,  отодвигал это откровение, высшее откровение, которое Бог дает человеку. Высшее откровение Его любви, Его прихода, Его близости к нам отодвигается опять в ветхозаветные времена, когда Бог есть что-то далекое, непостижимое, где-то от нас совсем чуждое. И поэтому восстановление именно и подчеркнуло эту истину - истинного воплощения Господа Иисуса Христа.

Но, понятно, что мы празднуем не только это, а торжество вообще всякой истины. И, конечно, это торжество всегда связано с трудностями, всегда связано с подвигом, всегда связано с выбором истинного пути тем или другим человеком. И сегодняшнее чтение апостольского Послания к евреям именно и начинается с этого, что верою Моисей предпочел быть с гонимыми своими братьями, чем жить во дворце фараона, где он владел всею премудростью, всеми богатствами. Он, как приемный сын дочери фараона, мог все это получить себе, может, даже мог стать фараоном, царем над Египтом. Но все это он оставил, чтобы быть там, где истина, с тем народом, которого Бог избрал для того, чтобы через него принести благословение всем народам Земли. И далее перечисляются и другие герои веры Ветхого Завета. «Верою побеждали полки чужих, воскрешали мертвых»… И всегда верою, несмотря на гонения, сопротивление, несмотря на, казалось бы, поражения, в конечном счете, получали победу. И это видно на протяжении истории, на протяжении многих событий.

Сегодняшний день мы также празднуем обретение главы Иоанна Предтечи. Вы помните эту трагическую смерть, когда на пиру царь Ирод обещает своей приемной дочери, что он даст ей все, что она захочет, вплоть до полцарства, за какой-то танец, ею исполненный. И она, наученная своей матерью, просит голову Иоанна Крестителя, который был тут же, в темнице в этом дворце. И, хотя Ирод опечалился, но чтобы не изменить свое слово, остаться верным своему слову, приказывает оруженосцу отсечь голову, принести и отдать Иродиаде.

Вот такое трагическое событие. И, тем не менее, мы видим, что ученики обрели голову, и она почитается. А самое главное, что та весть, которую Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча, принес о том, что «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, вот Спаситель мира, Который пришел – идите за Ним». Вот эта весть продолжает жить уже две тысячи лет. И мы видим, как много сопротивлений истине. В сущности, весь мир против этого – весь мир избирает пути успеха, войн, насилия, алчности, благополучия, эгоизма. И, тем не менее, эта истина пробивается, пробивается в храм, в котором мы стоим (сейчас тоже немножко его ремонтируем). 60 лет он был закрыт. Все замазано было, казалось бы, никому это не нужно. Нет, прошло время, истина пробилась, и снова он наполнен людьми, снова наполнен верующими. 

Вот, давайте не смущаться того, что в жизни нашей вера как бы не имеет немедленного успеха. Наше упование и поиск истины, и стояние в правде как бы терпят поражение. Но, тем не менее, мы видим, что исторически именно эта истина пробивается и остается вечной, а зло уходит в небытие. Давайте с вами об этом вспоминать, за это благодарить и твердо держаться истины и держаться верою в Того, Кто сказал о Себе: «Я - Путь, Истина и Жизнь». И, как в сегодняшнем Евангелии напоминается, обращение ученика по имени Нафанаил, который говорит скептически: «Ну, может ли из Назарета, такого маленького селения, быть что-то доброе?» И говорит ему: «Пойди и посмотри». И Филипп не говорит, не доказывает, не богословствует, а просто говорит: «Пойди и посмотри». Так и мы можем сказать, когда мы встречаемся с людьми, которые не принимают нашу веру, которые противятся истине, сказать им: «Иди и посмотри». Но не на нас, а на Совершителя веры, на Христа. Никогда не нужно начинать обращение в христианство с того, чтобы сказать: «ты приди в церковь, постой» и т.д., потому что богослужение в церкви предполагает людей, уже подготовленных, а не человека, который придет и совершенно не поймет, что здесь происходит. Так что, начинать надо с Евангелия, как и в проповеди Иисус сказал: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Вот с этого надо начинать принесение истины любому человеку, с которым мы встречаемся.

Пусть Господь нас благословит, чтобы мы оставались верны этой Истине, верны Тому, Кто сказал о Себе: «Я - Путь, Истина и Жизнь», Тому, Кого мы называем Спасителем. И, чем больше мы живем в жизни, тем больше мы видим, что действительно все пути в жизни, которые кажутся хорошими, и так можно, и вот так хорошо, и мы видим, что все это кончается ничем, все это кончается провалом. И только путь за Христом, победившим смерть, воскресшим из мертвых, это есть путь спасения для каждого из нас.

Аминь.