протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
16 марта 2014

Фонограмма


Евр. 1.10–2.3

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих;

11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2

1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

 

Мк. 7.1-12

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,– говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня, во второе воскресение Великого Поста, нам предлагаются две важные темы. Первая – по евангельскому чтению об исцелении расслабленного, которого принесли к Иисусу его друзья, и не могли пройти, потому что было очень много народу, но такое было их желание сильное принести к Иисусу, такая была огромная любовь к этому их больному другу, и такое великое доверие к Господу, что они забрались на крышу, так всё это не просто было, прокопали, опустили на веревочках, и так далее, все вы эту историю хорошо знаете. И вот здесь содержатся две мысли: о том, что, во-первых, Кто есть Иисус? Наше понимание о том. И – каков наш Господь?

В прошлое воскресение один из учеников говорит сомневающемуся своему другу об Иисусе: иди и посмотри. И когда он увидел Его, и Господь сказал ему: “Я тебя видел еще раньше”, то есть Господь знает нас еще до того, как мы переступили порог веры, порог храма. И Господь говорит: “Отселе увидишь небо открытым”. То есть для человека, который идет за Христом, открывается духовная реальность, открывается действительно духовная жизнь, та, для которой человек предназначен в своем будущем и настоящем.

А сегодня это чтение говорит о том, что Он не только открывает нам нечто, но имеет самую великую и важную для человека власть – прощение грехов. Сколько сердец как обручем схвачено непрощением, каким-то гневом, неразумием, и Господь может освободить от всего этого! Но для этого требуется взаимопомощь. Когда у человека самого нет возможности такой, когда человек сам расслабленный, как этот парализованный, то друзья могут своей верой, своим желанием, преодолением казалось бы непреодолимого, ему помочь. Вот такое наставление нам несет это евангельское чтение.

А вторая мысль, которую сегодня нам Церковь преподает, та мысль, которая положена во второе воскресение Великого Поста – Григорий Палама. Средневековый богослов византийский, который был одним из основателей движения исихазма: молчаливой созерцательной молитвы, которая необычайно важна для каждого человека. Не только прочитывание молитвословий, не только молитва своими словами, но вот это предстояние в молчании перед Богом. И тогда, в средние века, когда мир был очень непохож на наш сегодняшний, который переполнен шумом и гамом, всякими событиями, информацией, и так далее, и тогда уже понимали как необходима для человека тишина, потому что в тишине с нами говорит Бог.

И это так трудно, в наше время особенно, когда столько информации, столько событий, столько надо сделать, столько надо работать, и так далее, и так далее… И как важно, тем не менее, усилие, чтобы вырывать в течении дня хотя бы 5-10 минут для такого молчания, для такого размышления о евангельском тексте, о том или ином слове или предложении из молитвы. Так важно побыть наедине! Это безумно трудно: вырвать хотя бы 5-10 минут, на чем-то сосредоточиться… Трудно, потому что всё время будут приходить какие-то мысли: а это как? а то? а как вот в этой стране? как там на Украине? и так далее. Всё это понятно. И, тем не менее, эти усилия необходимы, и Церковь нас тем самым препровождая, так сказать, в последующие недели Поста, наставляет о необходимости поиска вот этого молчания, о необходимости для каждого из нас тишины, чтобы всё это улеглось, всё умиротворилось, и чтобы мы услышали – что Господь говорит каждому из нас.

Аминь!