протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
23 марта 2014

Фонограмма


Евр. 4:14 - 5:6

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5.

1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,

3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;

6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

 

Мк. 8: 34-9:1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Сегодняшний воскресный день и последующая Седмица называется Неделя Крестопоклонная. И вчера на Всенощной мы выносили крест на середину храма, поклонялись ему этими словами, которые сегодня воспевали: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим». Эта неделя, которая нам предстоит, находится в центре Великого поста. И мы видим, что это важный для нас символ, что в центр Великого поста, как в и центр всей христианской жизни, помещается именно крест – мучительное орудие казни, которое придумало человеческое зло. И Господь восходит именно на него, принимая на Себя все те горести и беды, которые переживает человек, когда живет в этой жизни. И, конечно, возникает вопрос «почему Господь не отделил зло и оставил только добро?» Зло невозможно объяснять, потому что это иррациональное проявление противления Богу. Но злу необходимо противостоять так, как Господь ему противостоял, послав Сына Своего. Он принял это же зло, принял нашу человеческую жизнь и, пройдя через нее, достигает воскресения, победы над злом. Не тем, что Он отделяет злых от добрых - этих уничтожает, этих оставляет жить - потому что разделить невозможно, как нам говорит и притча о плевелах. Это растет все вместе, и не просто в мире, а и в нашем сердце. Так что, пришлось бы весь мир уничтожить. Вот Господь именно такую жизнь дает нам, и нам - призыв поверить в то, что лучшего, чем содеял Бог, быть не может, потому что наряду с этими страданиями есть и радость, есть путь к Богу, есть путь ко Христу. 

И вот, в центр этого сегодняшнего дня помещается евангельское чтение, где Господь говорит о том, что нужно делать человеку в этой жизни, если он хочет стать Его учеником. Говорит очень простые слова о четырех шагах: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест и следуй за Мной». Первое –«кто хочет», то есть, что Господь не принуждает человека, а Своею любовью, Своей мудростью, Своей красотой привлекает его к Себе и говорит: «кто хочет…». И вот - кто хочет, отвергнись себя. Значит, следующий шаг - отвергнуться себя. Третий шаг – «возьми крест свой», и четвертый – «следуй за Мной». Эти слова, если мы посмотрим текст Евангелия от Марка, сказаны после того, как Господь стал учить учеников Своих, что Ему надлежит много пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть. И Петр, который как раз перед этим исповедал, что «Ты – Христос, Сын Бога Живаго», за всех учеников признал Его. И Господь сказал: «Блажен ты, Петр, сын Ионин, что не плоть и кровь, а Отец Мой, Который на Небесах, открыли Тебе истину обо Мне». И Петр, такой, видимо, гордый, радостный, когда услышал, что Господу предстоит тяжкий крест, тяжкие страдания, решил, так сказать, как-то воздействовать и исправить: «Господи, да не будет этого с Тобою!» А Господь говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ты мне соблазн, потому что ты думаешь не о том, что Божье, а о том, что человеческое». И всем же людям сказал именно те слова, которые в сегодняшнем евангельском тексте: «Отвергнись себя, кто хочет идти за Мной, возьми крест и следуй за Мной».

Как обычно, Господь в Своих словах не столько раскрывает для нас сущность каких-то важных духовных наших путей, сколько ставит перед нами вопрос. И как бы от нас ожидает, чтобы мы его раскрывали, каждый для себя, опираясь на все то, что мы знаем из всего текста Священного Писания, из Его жизни, из Его учения. И, вот, когда мы читаем «отвергнись себя», конечно, перед нами невольно ставится вопрос: «Как же так?» С одной стороны Господь говорит, не зарывайте свои таланты. Все таланты свои используйте, пусть они растут и процветают. А тут – «отвергнись себя». Значит, отвергнуться своего достоинства, таланта, призвания? Как же быть? «Возьми крест свой». А что же такое, крест мой? Понятно, что это может быть болезнь ребенка, какое-то трагическое событие в жизни, и необходимо, чтобы я мужественно его пронес и т.д.

«Следуй за Мной». И думаю, что самый лучший ответ на эти как бы поставленные вопросы, поставленные задачи Господом, заключаются не просто в рассуждениях наших абстрактных: «Что это? Что то?» и т.д.,  а если мы обратимся к примеру тех людей, которые действительно пошли за Христом. Людей – праведников, которые именно избрали вот это отвержение себя. Ну, мы сразу можем вспомнить, например, архиепископа Войно-Ясенецкого, Луку. Его изображение есть как раз на нашем иконостасе, с правой стороны. А с противоположной стороны – княгиня Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители. Вот, люди очень разной судьбы, но оба отдали себя служению больным, бедным. Архиепископ Лука мечтал быть художником. Он прекрасно рисовал, и уже поступал в Художественное училище, но, видя положение народа, видя как мало хороших врачей, он понял, что для народа гораздо важнее не художники, а врачи. Его прекрасное умение, тонкое владение пером превратилось во владение скальпелем хирурга. И вся жизнь его была посвящена именно помощи людям. И, когда после революции гнали церковь, именно в этот момент он принимает священный сан, становится епископом, и переживает гонения, неприятности, и остается верен своему призванию, как врача, и призванию, как епископа.

Елизавета Федоровна, муж которой был убит террористом Каляевым, встретилась с ним, посетила его в тюрьме перед казнью, простила его. И вместо ненависти, вместо какого-то усиления репрессий - «так им и надо, чтобы неповадно было», как мы часто говорим - она, напротив, открывает Марфо-Мариинскую обитель в помощь сиротам, потому что именно из тяжелого детства вырастают вот такие террористы. Много можно других привести примеров. Замечательный есть пример – Альберт Швейцер, замечательный музыкант, музыковед. Уже ставший известным музыкальным критиком, ему уже было за 30 сильно лет, когда он решает оставить все это, получает медицинское образование и едет в Африку помогать самым бедным, самым отсталым людям. Мать Тереза из Калькутты, которая имела прекрасное место, была монахиня, учила детей богатых родителей, неожиданно (ей было лет уже под 40), оставляет это свое тихое, спокойное житие и идет на улицы Калькутты помогать самым бедным, самым отверженным людям. И множество, множество других людей, митрополит Антоний, много других можно назвать праведников и святых. И вот их жизнь и становится нам ответом, что же такое «отвергнуться себя, взять свой крест и идти за Христом». 

Давайте и мы, идя из храма сегодня, и всю предстоящую неделю будем размышлять о том, что для меня лично означают эти слова: «если хочешь идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной».

Аминь.