протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
30 марта 2014

Фонограмма


Евр. 6:13-20.

13Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

 

Мк. 9: 17-31

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день посвящен памяти преподобного Иоанна Лествичника, потому что это был монах, отшельник, который создал много трудов, посвященных монашеской аскетике, и один из них называется “Лествица” – он повествует о духовном возрастании, восхождении человека в этом духовном познании Бога.

Священное Писание нам рассказывает о том как один из праотцев по имени Иаков, по плоти – предок Господа Иисуса Христа, однажды оказался ночью в пустыне, и когда он заснул, то ему во сне привиделась огромная лестница, как огромная какая-то башня, по которой Ангелы Божии сходили и восходили по этим ступеням, а на самом верху было некое видение Славы Божией, огромное яркое сияние. И патриарх понял, что это какое-то особое место, что для человека возможно вот это какое-то соединение с Богом.

И мы помним, что буквально эти же слова Господь говорит Своим ученикам еще в самом начале их призвания на апостольское служение, что “увидите небо открытым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих над Сыном Человеческим”. То есть, Сам Господь представляет нам вот этот как бы путь для человека в духовный мир, в познание этого духовного мира. Конечно, и Он Сам, и Матерь Божия, Которая стала именно благодаря Благовещению, Своему согласию стать Матерью Мессии, стала этой Лествицей, и часто Она у нас называется в наших церковных песнопениях именно Лестницей, которая соединяет Небо и землю.

То есть, Писание и опыт Церкви нам говорят о том, что Небо не закрыто от нас абсолютно, что эта возможность познания и открытия для себя духовного мира – она открыта для каждого человека.

И вот, Иоанн Лествичник, который жил в VI веке, подобно многим другим монахам, которые поселялись около гор, и он жил рядом с горой, на которую, по преданию, всходил Моисей и получил десять заповедей на каменных досках, которые стали основанием жизни ветхозаветного народа, ветхозаветной Церкви, и мы тоже, конечно, их берем как основание своей жизни. И вот, около этой горы был монастырь, и многие монахи жили в монастыре, другие жили поодаль, в каких-то отдельных пещерах, и Иоанн наблюдал, как ночью восходили монахи с тем, чтобы встретить утро на том самом месте, где Моисей на горе получил эти священные 10 заповедей. И он видел, как они передвигаются по этим вот тропиночкам, и сейчас многие уже, не только обитатели этого монастыря, многие паломники, туристы могут тоже восходить на эту гору, и, наверное, многим уже посчастливилось побывать там и узнать, действительно пережить вот этот опыт восхождения.

И он наблюдал, когда всходило солнце, уже вершины освещались яркими лучами восходящего солнца, а внизу еще царил мрак, и этот образ восхождения к свету запомнился ему, и он его использовал в своей “Лествице”, где он говорил о духовном восхождении человека. Он говорил о том, что, действительно, на этом пути могут встречаться и провалы, могут встречаться какие-то острые камни, какие-то трещины, искушения, но всё важно преодолевать и важно двигаться по ней. И самый главный вывод из этой книги: что человек не должен останавливаться на этом своем пути, потому что в отличие от обычной лестницы, где если человек остановился – он постоял и пошел дальше, то в отличие от нее духовный путь всегда таков, что если человек останавливается, то он очень скоро, так сказать, сносится назад, в свое прежнее, а иногда еще худшее состояние.

Бывает человеку некогда, работа, болезни, всё, “ну, не буду молиться”, “раз пропущу”, “два пропущу” главочку из Евангелия или молитвенное правило или посещение храма... А потом становится уже труднее и труднее. Человек чувствует, что он что-то потерял в своей жизни, и каких стоит усилий всё это восстанавливать и восходить опять этим путем.

Ну, у нас есть замечательное наставление: всё Священное Писание и Ветхого, и особенно Нового Завета является путеводной звездой для этого духовного восхождения. Там всё сказано необходимое для нас. Нам важно эти строки читать и перечитывать, чтобы соотносить обстоятельства нашей жизни с этими текстами. А это возможно только тогда когда мы понимаем и знаем эти тексты если не наизусть, то, по крайней мере, близко к тексту. Какие-то события нашей жизни можно сопоставлять с тем, что можно прочесть в Священном Писании. Когда нам предлагаются какие-то сложные события нашей современности, то важно вспомнить слова апостола Павла, например, что “наша брань не против плоти и крови, не против людей, а против духов злобы поднебесной”. Что люди часто оказываются во власти этих злых сил, и не только сами своей злой волей, но и дают простор этим злым силам и оказываются их невольными орудиями в этом мире. И важно, что эта борьба начинается не где-то там в каких-то отдельных личностях, а начинается снизу, в народе, в самих себе важно это преодолевать, и тогда Господь дает нашему сердцу правильную оценку тех или иных событий.

Для нас вехами является опыт святых, почему нам важно читать и перечитывать тоже и их труды, пусть понемногу, но чтобы это проходило именно таким образом. А конечно самое главное – это то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие, где рассказывается об исцелении бесноватого отрока, и Господь говорит отцу: “Если можешь хоть сколько-нибудь веровать – всё возможно верующему”. И вот он произносит эти слова, совершенно замечательные, искренние, правдивые, отражающие состояние, скорее всего, каждого из нас: “Верую, Господи! Помоги моему неверию!” – там, где я еще сомневаюсь, Ты мне помоги. И эта вера становится возможной для совершения чуда исцеления отрока.

Поэтому для нас важно помнить эти слова, когда ученики спрашивают: “Чем же побеждаются вот эти злые силы, которые владеют человеком?” А Он говорит: “Только молитвой и постом”. Нам важно доверять этим словам Господа, и оставшееся время Великого Поста не ослабевать, а, наоборот, как-то серьезнее относится к той мере поста и духовного чтения, которые мы избрали. Поэтому будем оставшееся время поста проходить с усердием, с терпением, чтобы с радостью встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

Аминь!