протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
6 апреля 2014

Фонограмма


Евр. 9:11-14

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

 

Мк. 10: 32-45

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо'льшим между вами, да будет вам слугою; 44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Проповедь на Литургии 30.03.2014 (прот. Александр Борисов) Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день, пятое воскресение Великого поста, посвящен воспоминанию о святой IV века преподобной Марии Египетской. Все вы, конечно, помните ее житие о том, как она, будучи совсем молодой девушкой, ушла из родительского дома и предалась распутной жизни, была куртизанкой. И даже, когда собирались корабли с паломничеством в Иерусалим, то она тоже присоединилась к этим паломникам, но не с целью поклонения, а просто в легкомысленном желании развлечься, соблазняя других людей. Вот такая была легкомысленная, развеселая девушка. И все это продолжалось на протяжении 17 лет. И, когда она оказалась в Иерусалиме, и вместе со всеми пошла в Храм Господень, где было древо животворящего Креста Господнего, какая-то невидимая сила ее не пускала. Она очень удивилась и решила, что это, наверное, из-за того, что много людей, и стала проталкиваться, локтями расталкивать всех. И все равно у нее не получалось войти. Все люди проходили: воины, купцы, паломники разные самые, мужчины и женщины. Все проходили, а у нее не получалось. И она поняла, что здесь что-то не так с ней. И стала молиться перед образом Божьей Матери, который был при входе в этот храм. И просила, чтобы только ей прикоснуться к этому Кресту, что она очень хочет, что она любит Господа. И все это изливала, и почувствовала, что она может пойти. Пошла и действительно прошла.

И, когда она подошла, такая радость ее охватила, такая любовь к Господу, что вся ее прошлая жизнь показалась ей чем-то совершенно ничтожным и ужасным по сравнению с той любовью, которую открыл ей в этот момент Господь. И она услышала слова: «Иди за Иордан и там спасешься». И пошла. И ушла в пустыню и вела отшельническую жизнь, совершая совершенно поражающие воображение подвиги, и фактически жила без средств к существованию, питалась какими-то кореньями, где-то водичку там находила. 17 лет она была одолеваема всевозможными воспоминаниями, желанием вернуться, всякими воспоминаниями о яствах, развлечениях и всем прочим. Но преодолевала это все именно той бесконечной любовью, которую она узнала в тот момент, когда прикоснулась к животворящему древу Креста Господня. И еще она там была всего около сорока лет, пока ее не встретил и не узнал о ее житии старец Зосима. Она сподобилась удивительных даров: будучи неграмотной, знала Священное Писание, Господь ей открывал. Она обладала даром прозорливости – когда Зосима пришел, она сразу назвала его по имени и сказала, обращаясь к нему по его сану, как к священнику, и многое другое. Вот такая удивительная, потрясающая жизнь.

Почему так? Ведь люди многие приходили в этот храм. Конечно, не все были праведные. Наверняка много было и грешных людей. Может быть, тоже такие же, как она и не менее грешные, чем она. Но Господь избрал ее Своим таким удивительным сосудом, чтобы на ней показать, как человек, узнав любовь Божию, может все отринуть от себя и изменить совершенно жизнь и дать такой потрясающий пример покаяния и любви к Господу, потому что нам кажется удивительным, как человек может выжить в этой пустыне. Но мы знаем, что возможности человеческого организма далеко превосходят наши предположения, когда дух действительно владеет над человеком. И это произошло от того, что она искала не каких-то даров Божьих: устройства в семье, устройства с работой, что мы обычно просим. Она искала искренне Самого Господа. И вот, под легкомысленным, так сказать, покровом этой девушки оказалось глубокое любящее сердце, которое настолько восприняло эту любовь Божью к ней, что все оттолкнула и, несмотря на суровейшие испытания, осталась верна этому своему выбору.

И вот для нас это, конечно, замечательный пример на все времена – когда человек ищет Самого Господа, а не Его даров, не привилегий, связанных с нашей верой. И вот в сегодняшнем евангельском чтении, когда Господь говорит о том, что Ему предстоит, и братья Зевеедеевы, Иоанн и Иаков думают, что, наверное, Он займет царский престол и просят, просят не о том, чтобы Господь дал им любовь, чтобы дал им понять, пережить то, что произойдет. А просят уже славных мест, славных мест по правую и левую сторону от Его сияющего престола, чтобы над другими людьми вознестись, что, вот «мы сразу поняли, сразу узнали этого Царя, и вот теперь мы удостоились великого места, с которого взираем на всех остальных». При этом Иоанн и Иаков любили Иисуса, как и Петр любил Иисуса. И когда Иисус говорил о своих страданиях, Петр отозвал Его в сторону и сказал: «Господи, да не будет этого с Тобою». А Господь говорит ему: «Ты думаешь не о том, что Божье, а о том, что человеческое».

И вот нам тоже великий пример – как важно искать Самого Господа, любви, встречи с Ним, потому что чаще всего мы просим: «Вот, Господи, у меня не сложилась жизнь, у меня то-то и то-то происходит. За что это со мной происходит?» А по-настоящему всегда нужно задавать вопрос «Для чего?» Для чего? Какие из моего положения могут возникнуть вещи очень важные для меня, для моего духовного роста, для моей будущей жизни, для моего счастья, служения другим людям? Вот это, последнее, тоже чрезвычайно важное отличие христианской жизни, христианской философии жизни, что «цари владеют над народами, и почитающиеся у них вождями одолевают и повелевают ими, а между вами, да не будет так». 

Мы знаем, что, конечно, к сожалению, в истории церкви это очень мало когда это исполнялось, но когда это исполнялось, когда мы видим таких людей, как наши святые: преподобный Серафим Саровский, Сергий Радонежский и многие, многие святые Восточной и Западной церкви, когда они становились именно на путь служения, а не на путь, что «Господи, дай мне Твои блага, тогда все будет хорошо». И действительно они открывали эту любовь Божию. Я уже говорил, мне очень нравится это определение: кто такой святой? Это не человек, который неизменно во всем поступает правильно, безупречно. Нет. Святой – тот, кто открыл для себя любовь Божию и помогает другим открывать ее для себя. Такой была Мария Египетская. Такими потом стали эти братья, когда они поняли свое заблуждение, запомнив слова Господа: «Кто хочет быть первым, будь всем слуга». Ведь главный выбор человеческой жизни – между гордыней и смирением. Гордыня – это когда человек желает занять какое-то видное место, чтобы сложилось в его жизни так, как ему представляется правильным и нужным. Конечно, мы просим о здоровье ближних, о детях, о семье и т.д. Это правильно. Но к этому важно добавить одну самую главную фразу: «Но да будет воля Твоя, Господи, какой Ты путь мне дашь. Дай мне силы этим путем пойти. Найти на этом пути то счастье и радость, которые Ты для меня уготовал». Это есть доверие Господу, а не возмущение тем, что то не так сложилось, это не так, надо было это сделать, то - когда мы диктуем Господу, как Петр пытался Ему диктовать. Когда мы думаем не о том, что Божье, но о том, что человеческое.

Вот давайте оставшееся время поста посвятим этим размышлениям, не спрашивая Господа: «Почему мне так сложилось?», а спрашивая: «Для чего? Что из этого, Господи, из этого трудного положения, трудной ситуации я могу сделать?» Как Мария Египетская, такой потрясающий подвиг совершила. Конечно, нам до этого далеко. Но каждый на своем месте может избрать свой путь – тот путь, по которому нужно смиренно пойти, на который Господь нас поставит. Не сопротивляться этому, а принимать с радостью, благодарностью, и совершать творческий поиск: «Дай, Господи. Ты даешь трудные условия, но Ты дашь мне и радость, Ты дашь мне и осмысленность всего того пути, по которому я пойду».

Аминь.