протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
13 апреля 2014

Фонограмма


Флп. 4:4-9.

 4Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

  5Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

  6Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

  7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,– и Бог мира будет с вами.

 

Ин. 12:1-18

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

1 0Первосвященники же положили убить и Лазаря,

1 1потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день является совершенно необычным в земном служении нашего Господа. Обычно Господь всегда проповедовал достаточно скрытно; не совершал чудеса с тем, чтобы это было явно; очень часто говорил, чтобы никто не рассказывал о произошедшем чуде. И вот сегодня совершенно исключительный день, что Господь не только это приветствует, но входит в Иерусалим, окруженный толпой, эти удивительные возгласы “Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!”, то есть, явно такой царский вход. Отличие лишь в том, что цари въезжали на боевых колесницах, окруженные стражей, а Господь входит в Иерусалим на маленьком ослике – скромная сельскохозяйственная рабочая скотинка.

И сегодняшнее евангельское чтение заканчивается как бы определяющими словами: народ встретил Его, потому что Он воскресил Лазаря, и все знали, и встретили, потому что Он сотворил это знáмение. “Знáмение” означает “знак”. В Синодальном переводе переводится словом “чудо”. Все-таки слово “знáмение” – это более правильно, потому что речь не просто о каком-то чудесном событии удивительном, а именно что это – знáковое событие. Думаю, что слово “знáмение” происходит так же от слова “знать”, от слова “знак”. Знак всегда дается для того, чтобы тот, кому он дается, понял, что за этим знаком что-то следует, что за ним идет какое-то огромное содержание, какое-то очень важное событие. Чтобы люди знали это и понимали. И вот народ, который Его встретил, он это знал, но вопрос в том – понимал ли это народ?

Для многих людей скорее всего весть о воскресении соединялась с древним пророчеством Иезекииля, которое было произнесено еще во время вавилонского плена, за 6 веков до жизни Господа Иисуса Христа. И вот там Иезекииль говорит народу, который томится в плену, который полностью разрушен, Храм разрушен, город уничтожен Иерусалим – столица Израильского царства… И, казалось бы, народ уже погибает. И вот Иезекииль видит огромное поле, усеянное сухими костями. (Это пророчество будет читаться в пятницу вечером на утрене Великой Субботы). И Бог ему говорит: “прорцы слово на кости сии”, и они оживают, становятся войском огромным, и происходит воскресение этого огромного количества воинов. И связывалось это предсказание, что если это произошло, то воскреснет и Израильское царство. Народ вернется, народ вновь отстроит свою столицу, построит Храм… И действительно так и произошло.

И здесь то же самое. Воскресение Лазаря для людей было, наверное, знаком освобождения, но в данном случае не из плена вавилонского, а от владычества римлян. То есть люди понимали это, скорее, как политическую акцию, и что за этим последуют события освобождения от римлян, войны, быть может, подобно маккавейским войнам, которые освободили народ от Антиоха Епифана. И, по-видимому, народ вскоре был разочарован, потому что увидел, что речь идет не о политическом освобождении одного народа, а о нравственном освобождении всех людей Земли. И это освобождение произойдет через прощение их грехов. Есть замечательные слова в пророчестве Захарии, когда рождается его сын, будущий Иоанн Креститель, он говорит, что он пойдет к людям, чтобы они познали спасение свое в прощении их грехов.

Вот, для каждого из нас действительно вот это спасение несет прежде всего Господь. Он прощает нам грехи, прощает с Креста. Он молится о распинающих Его палачах: “Отче, прости им, ибо не ведают что творят”. Но как говорит наш акафист страстям Христовым, “кто распинает? – Боже, я знаю, это я, я своими грехами распинаю Тебя”. И Господь вот так нас прощает.

При этом, когда прощение исходит от благополучного человека, преуспевающего, ну кто-то там что-то не так сделал, “ну, я тебя прощаю”… Но полное моральное право прощения имеет именно человек, который находится в страдании, который становится жертвой каких-то несправедливых событий, и вот он-то и имеет полное моральное право прощать из глубины своих страданий и своей смерти. И вот это прощение Господь дарует каждому. Прощение для того, чтобы начать свою жизнь с новой страницы. Эта новая страница заполнится благодатью Святого Духа уже после Воскресения, в день Пятидесятницы, когда мы будем просить Господа дать нам эти новые силы, чтобы, будучи прощенными, мы не повторяли этого, а начинали новую жизнь.

И вот сегодня – начало этого события. Господь входит в Иерусалим, и люди кричат: “Осанна!”. “Осанна!” – “Спаси нас!” означает в переводе с древнееврейского. “Спаси нас, Сын Давидов!” В сущности, они понимают, что да! это мессианский возглас, что входит Мессия, входит Царь Израилев. Но царство понималось все-таки даже самыми близкими, ученики говорили: “Дай вот сейчас, когда Ты будешь во Царствии Своем, один из нас сядет по правую сторону, а другой – по левую. И вот все увидят как мы, еще когда Ты был гоним, когда Тебя еще не признавали, вот мы Тебя уже узнали, и вот теперь мы получили свою награду”. А Господь им говорит: “Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?”. Они так легкомысленно говорят: “Да, конечно, можем” – “Да. Эту чашу будете пить, и крещением, которым Я крещусь, вы тоже будете креститься”, – говорит Он Своим ученикам, и, конечно, каждому из нас. Что каждый из нас пройдет через какое-то свое горнило страданий. Даже самые благополучные все равно придут к концу своей земной жизни, и вот там мы вспомним, что Господь тоже это всё проходил, и там Господь будет с нами.

Поэтому так важно нам сегодня тоже радоваться и тоже благодарить. Когда фарисеи говорили: “Замолчи! Слышишь, что люди кричат, младенцы кричат? Машут ветвями, одежду постилают? Что это? Недостойно. За кого Ты Себя считаешь?” А Он говорит, что “если они умолкнут, камни возопиют”. Они радуются и благодарят Господа за то спасение, которое к ним идет.

И вот для нас так же важно радоваться и благодарить. Благодарить за всё, доброе и хорошее что мы имеем, а, конечно, главное благодарить Господа – Спасителя нашего от духовной смерти, от духовной гибели, от наших падений греховных на протяжении нашей жизни: там мы не прощаем, там осудили, что-то не так сделали, там разгневались, там оказались какими-то неверующими, малосильными, и так далее. И Господь нас за всё это прощает, и вот мы за это Его и благодарим.

“Нужна ли благодарность Богу?” – спросит другой человек – “у Него же всё есть?”. Как это ни парадоксально – да! нужна! Нужна ли наша любовь Богу? – да! нужна! Еще в древности пророк Осия сопоставляет отношения Израиля и его Бога как отношения мужа и неверной жены. Несмотря на все ее прегрешения и легкомыслие, он всё ей прощает и любит, и нуждается в этой ответной любви. Так и Бог творит человека, чтобы человек любил Его, чтобы был этот диалог любви. И именно благодарность за всё: за небо, за солнце, за всё, именно благодарность устанавливает вот эти отношения между людьми, и в том числе, конечно, отношения между нами и Богом.

Благодарность за всё! Когда мы смотрим уже привычно на небо, а я вспоминаю рассказ одной осужденной, которая 2 года была в камере и не видела неба, и когда увидела, то поразилась – какое оно прекрасное! какое оно красивое! Я рассказывал это одному осужденному, с которым переписываюсь, написал, и он подтвердил, что да! он тоже длительное время не был на улице, на воздухе, и говорит: какое, действительно, оно прекрасное! Это то, что мы можем видеть каждый день!

Вот давайте и сегодня выйдем из храма радостными. Понесем домой не только наши вербочки освященные, но понесем нашу радость. Не будем согбенными, страдающими, какими-то жалующимися на всё. Господь проходил через это и нам поможет мужественно пройти, пронести этот самый крест, который мы взяли, войдя в эту жизнь.

Аминь!