протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 апреля 2014

Фонограмма


Деян., 5:12-20

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

 

Ин., 20:19-31

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Большинство людей нередко довольствуются приблизительным знанием – когда они слышат о чем-то или какое-то рассуждение, они примерно так его понимают, рассчитывая, вероятно, что потом станет понятнее, яснее. Но не таким человеком был Фома. Когда Иисус на Тайной Вечери ему говорит о том, что «куда Я иду, Вы знаете, и путь знаете», ученики так, в общем, молчали, «да, наверное, что-то такое мы знаем, понимаем». Но Фома не так отреагировал. Он говорит: «Господи, не знаем, куда идешь, и как можем путь знать?» И Господь говорит в ответ на это его недоумение очень важные слова: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». И вот так бывает, когда искреннее непонимание, честность человека, они как бы вызывают к жизни какие-то очень важные определения, какие-то очень важные слова, которые потом запоминаются и живут веками.

 Фома вообще человек был такой угрюмый. Видимо, такой мрачный человек, как герой из «Винни-Пуха» (все читали), в котором есть такой герой Иа-Иа. Фома, видимо, был похож на него. Когда умер Лазарь, и Господь решил идти туда к нему, Фома решительно сказал: «Пойдем и мы умрем вместе с ним». То есть, он так понимал, что хорошего ждать нечего, кончится все плохо. И поэтому, когда произошли все эти пасхальные события, Фома в своем горе уединился и потом с удивлением слышит, что ученики говорят: «Мы видели Господа воскресшим!». И он, в своем, так сказать, мрачном пессимизме, сказал: «Пока я не вложу перста своего, пока руку не вложу, не поверю». Но все-таки, видимо, какой-то червячок сомнения у него шевелился. И когда, уже спустя несколько дней, ученики собрались вместе, и Фома тоже был с ними. И вот тут произошло потрясающее чудо, которое все перевернуло в Фоме. Конечно, он не стал вкладывать своего перста в ребра, как и обозначается иногда на иконах. Но та икона Фомы, которая здесь у нас имеется на аналое, она указывает тем, что у него в руке свиток, указывает, что он – апостол. А так, он нарисован довольно реалистично. Видно, что человек молодой был, как и прочие апостолы.

 И вот здесь Фома первым из учеников исповедал Господа: «Ты – Господь мой и Бог мой!» И пал на колени. Впервые вот так вот назван Иисус Богом. «Господь мой и Бог мой». То есть, Господь – правитель, царь. Когда мы принимаем крещение, мы повторяем слова Фомы. Когда священник спрашивает крещаемого: «И веруешь ли Ему (то есть, Иисусу Христу)?» Крещаемый должен ответить: «Верую Ему, яко Царю и Богу». То есть, как Господу и Богу. Повторяет вот эти самые удивительные слова Фомы.

 И еще есть одна такая замечательная особенность, что эти слова, они возвращают нас к началу Евангелия от Иоанна. Неслучайно он помещает в конце Евангелия, как бы замыкая весь круг повествования, эти слова: «В начале было Слово, и Слово было от Бога, и Слово было Бог, и Оно обитало с нами. Слово стало Плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Вот, происходит новое творение, новый этап жизни. И Фома эти слова, которые Иоанн поставил в конце, он их и говорит: «Господь мой и Бог мой».

 Вот именно поэтому сегодняшний воскресный день называется Антипасха – не «против», как это можно понять в нашем понимании значения этого слова «анти» (антифашист, и т.д.), а как бы «вместо» Пасхи, вторая Пасха. Это как бы второй этап уверения, этого замыкания круга Евангелия от Иоанна. Вновь нас возвращает к самому началу, что это «Слово было Богом, и стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины». Вот такой замечательный, радостный день мы переживаем, благодаря Фоме. Так что, будем помнить о том, что вот эта радость, которая приходит к нам, нам важно лишь раскрыть сердце навстречу ей, понимать, что не все описано в Евангелии – так он и говорит: «Суть же и ина многа, яже сотворих Иисус, если все описывать, то самому миру не вместити пишемых книг». Понятно, что «а сие написано, чтобы вы веровали и имели жизнь во имя Господа Иисуса Христа. Он есть Путь, Истина и Жизнь». Вот какие важные слова непонимание Фомы рождает для нас. 

 Поэтому будем и сегодня радоваться тому, что эта радость всегда с нами, радость воскресения. Мы не одиноки в этом бесконечном космосе, где Земля с расстояния вояжера, американского спутника, кажется маленькой точкой в огромном мертвом черном пространстве. Но в этой маленькой точке рождаются люди, которые несут в себе образ Божий, Бога, Который обнимает всю эту громадную Вселенную на миллионы световых лет. Вот это открывается перед нами. И будем жить этой радостью, потому что она наполняет нашу жизнь красотой, радостью и смыслом.

 Аминь.