протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
4 мая 2014

Фонограмма


Деян.6,1-7

1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 

Мк.15,43-16,8

43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16

1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Воскресные дни после праздника Пасхи – главного праздника всех христиан – посвящаются важнейшим событиям, которые имели место в это время, до Голгофы и во время Голгофы, и последующего Воскресения, и для нас необычайно важны, потому что Церковь их ставит как бы на первое место по своей значимости в нашей духовной жизни и в наших отношениях со Христом.

И вот мы видим, что первое воскресение посвящается апостолу Фоме. Человек, который сомневался, который не поверил ученикам. Десять учеников его убеждали, что “Иисус пришел, мы сами видели”, – “Не поверю, пока сам не смогу убедиться, не вложу (даже так грубовато сказал) пальца моего в раны, руки моей в пронзенные ребра, не поверю”. И после восьми дней он был вместе с учениками, и Господь приходит и первым обращается к нему: “Фома, вложи свой перст в мои язвы, и руку твою, и не будь неверующим, но верующим”. Ну, конечно, Фома этого не сделал, а ниц пал перед Господом и воскликнул: “Господь мой и Бог мой!”. Он первый называет Иисуса не просто Учителем, называет – Бог мой. Вот это замечательное его исповедание.

И вот мы видим, как Господь выходит навстречу даже сомневающимся людям, но сомневающимся честно. Он мог бы сказать: “Ну, я ни за что не поверю вам, вы всё обманываете”, ушел бы куда-то, и всё, больше ничего мы о нем бы и не узнали. Но Фома решил удостовериться, решил проверить – действительно ли это так? – и вместе с ними ожидал. Вот это правильное, честное отношение к тому, в чем мы сомневаемся – узнать, понять, поверить, а не поворачиваться к этому спиной.

И вот первое воскресенье посвящено этому: как Господь относится с уважением к нашим сомнениям и помогает их преодолеть, выйти из них.

А второе, вот сегодняшнее воскресенье, посвященное женам-мироносицам, оно нам говорит еще очень важную в двух вещах. Во-первых, о необычайной любви, любви, которая не разрушается даже таким крушением всего. Ученики разбежались, потому что Тот, Кого они считали Мессией, вот сейчас Он займет трон в Иерусалиме, сейчас Он одного поставит по правую сторону, другого – по левую, всем даст какие-то области управлять, поручения, важное ответственное место… Вместо этого – позорная смерть на кресте.

А ученицы, которые помогали этой общине, слушали Христа, всё равно остались! Были на Голгофе, у Креста, поддерживали Марию, Мать Иисуса. Смотрели как Иосиф и Никодим снимали с Креста и положили Его во гроб, то есть пещеру, высеченную поблизости в скале. И, мало того, поскольку наспех были совершены обряды, наступало уже время субботнего покоя (он начинается с пятницы вечера, когда появляется две первые звезды, не одна, а две. Это примерно там 7 часов вечера. Кто бывал сейчас в Египте, близкое такое место, тот помнит, что примерно часов в 6 утра солнце всходит, и в 6 вечера заходит. И часов в семь уже темно. А кончается субботний покой в субботу, тоже вечером, часов в семь, когда появляются две звезды первые в субботний вечер – значит покой субботний закончился).

И вот они пошли, купили эти ароматы, именно в субботу вечером, позаботились, чтобы “и зело заутро”, сказано, то есть только воссияло солнце, пошли на гроб. Вот такова была их любовь, которая не разрушилась от этого полного крушения.

И второе очень важное обстоятельство – они пошли исполнить обряд. Казалось бы, ну похоронили как-то, принес, там сказано, алое, смирну и так далее. Сделали всё, уже всё. Нет! Они хотели дополнить, хотели сделать всё как следует, от себя. И пришли рано утром, несли эти ароматы. Вот тоже какая-то важность верности не только самому Христу, Которого они любят, но и традиции. И как мы знаем, в наше, советское время, очень многие люди (женщины главным образом) оставались верны традиции. Не было ни Евангелия, никаких пособий, ничего, это сейчас у нас Евангелия, Библии всех размеров, всех шрифтов, пособия – читайте, узнавайте, было бы желание. Ничего этого не было. А была верность обряду. Даже когда и не очень-то понимали, не очень-то разбирали слова, но за этим стояла любовь к Богу. За этим стояло преклонение перед чем-то Высшим, и в той доступной мере оставаться этому верным означало сохранить Церковь, сохранить для нас с вами.

И вот именно это и показали ученицы Христа, эти жены-мироносицы, которые несли это миро драгоценное, благовония, чтобы еще совершить эти обряды, которые из-за спешки в пятницу вечером нельзя было совершить как следует. И они были вознаграждены. Они идут по дороге, говоря: «А кто отворит нам камень от гроба? Хорошо тут мы сделали: пошли вечером, купили, утром рано встали, пришли, всё. Это мы могли сделать, то, что могли. А вот как с камнем с этим быть? Огромный камень – кто же его отвалит? Как мы войдем?» И вдруг – о радость! Камень отвален от гроба!

Но это была еще только первая радость! Вошли во гроб, то есть в маленькую пещерку, смотрят – ангелы там находятся, и говорят: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес! Идите скорее и скажите ученикам и Петру» – называют по тому имени, новому имени, которое Господь дал Симону. «И Петру скажите, что ждет вас в Галилее», в том самом месте, где началась проповедь Иисуса, и где они впервые стали Его учениками. «И там Его увидите».

Другие Евангелия рассказывают, что встретил женщин, они говорили с Ним, за одежды Его брались, и так далее, и так далее. Словом, разнообразные свидетельства всех четырех Евангелий, но все абсолютно твердо, однозначно, как сейчас говорят, свидетельствуют о том, что первыми воскресшего Иисуса увидели женщины, которые пришли на Его могилу.

И вот это огромное имеет историческое значение, потому что здесь как бы реабилитация в христианстве прекрасной половины человечества. Как мы знаем, во многих религиях, и в христианстве тоже еще осталось – в алтарь нельзя входить, еще что-то, наверное, это всё правильно, я это ни в коем случае не критикую, но какие-то ограничения есть, да? А вот здесь – увидели первыми! Интересно, что впоследствии, в посланиях апостола Павла, он об этом не говорит. Он говорит, что явился Симону, потом еще – двенадцати ученикам, потом пятистам братьям одновременно, многие из которых живы, а иные уже и почили, и так далее… «Потом мне, как некоему извергу явился», гонителю Павлу. И молчит, про женщин ничего не говорит. Казалось бы, странно – почему? А это говорит об одной простой вещи, что если бы он начал в древнем мире проповедовать, что Он пришел, женщины увидели… «Ну знаешь, ты нам рассказывай… Женщины – мало ли что они увидят! Верить этому! Всё это явная ложь, послушаем тебя в другой раз». А он говорит – братьям. Правда! Явился всем братьям, но уже после женщин. А все Евангелия однозначно говорят, все четыре, что да! первыми увидели женщины.

И это тем более подтверждает, так сказать, правдивость, что это был действительно факт. Потому что факт, о котором Павел стеснялся даже упоминать, а Евангелия об этом однозначно говорят. Это было в самом начале, когда эта проблема – как там рассказывают другим, народам в других странах – она еще даже не стояла. То, что случилось сейчас. И они уже возвещают ученикам. Вот такое удивительное событие, удивительное как бы возвышение женщины, которое началось уже с Благовещения Пресвятой Богородице, Которая именно дала возможность соединения божественной и человеческой природы в Себе, в Своей природе. Через женщину приходит Спаситель. И через женщину ученики узнают о Воскресении Христа.

Вот такой замечательный день, дорогие сестры! Можно сказать, такой христианский Женский день. Какое великое событие! И как действительно мы знаем, что на протяжении истории многие женщины обращали народы, там, где проповедь мужчин-апостолов была беспомощной, или ее может быть слишком агрессивно встречали. А на женщин – что там внимание обращать? Нина равноапостольная пришла на виноградник, лозу принесла, ну и ладно! А с этого и началось обращение.

Скажем, обращение князя Владимира тоже началось с его бабки Ольги. Ему говорили: «Вот, твоя бабка тоже уверовала, а она ведь мудрая женшина, она не просто так». Это видимо его убедило окончательно. Не меньше, чем свидетельство его послов в Византии.

Так что – великая роль женщины в мире, в жизни мира, в жизни людей. И мы знаем, сколько замечательных святых было, самых разных. Кто-то занимал высокое положение, как равноапостольная Ольга; кто-то был матерью многих детей, как Иулиания Вяземская, и многим-многим бедным во время голода помогала; кто-то был совсем простой, как наша Матронушка или Ксения Петербуржская. И, тем не менее, через них, людей совершенно немощных, слабых, множеству людей давалась помощь и исцеление.

Это не седая старина, это и сейчас происходит то же самое. Сколько замечательных женщин, близких нам по времени! Основательница Марфо-Мариинской обители Елизавета Федоровна, принявшая Православие. Немка по происхождению, и такая замечательная любовь к русским, любовь к этой стране, к Православию, к людям. Основывает обитель как бы в ответ на то, что город, в котором убили ее мужа. Она служит бедным. И потом, вместе с царской семьей, погибает. Расстреляна, брошена живьем в шахту.

Сколько замечательных служителей сейчас. Все знают о матери Терезе из Калькутты. Простая женщина из Албании, католичка, выходит на улицы Калькутты, поднимает этих умирающих, чтобы в последний раз человек увидел добрый взгляд, в последний, может быть, день или час своей жизни. И во всех странах их принимают, везде помогают, почему? А мы знаем почему, очень просто. Потому что то, что им жертвуют, они доносят до тех людей, на которых им жертвуют. А не так, что где-то расточается, 10 процентов может дойдет, как мы знаем бывает так.

Вот такой замечательный сегодня день!

Ну и еще, конечно, нельзя быть несправедливым к мужчинам, потому что могилу-то дали Иосиф и Никодим. Они использовали свое положение. Представьте себе, если бы ученики пошли к Пилату. Ну и что, пришли какие-то рыбаки, просят что-то… Выгнать их в шею, и всё. А тут важные люди пришли, просят, значит надо пойти навстречу. Могилу свою даст – дорогое дело, могилу заранее приготовить! Так что, и среди людей, занимающих высокое положение, всегда есть люди, верные Богу, верные истине. Не будем об этом забывать, не будем всех мазать одной краской.

Давайте об этом с вами помнить в этот радостный замечательный день, в день, в который мы призываемся к любви и верности.

Аминь!