протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
11 мая 2014

Фонограмма


Деян. 9:32-42

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

 

 

Ин. 5: 1-15

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Во второй главе Евангелия от Иоанна евангелист рассказывает о том, как Иисус впервые входит в Иерусалим после проповеди и служения в Галилее. И рассказывается о том, как Он, возмущенный торговлей при храме, всей этой спекуляцией вокруг святыни, делает бич и изгоняет этих овец, волов и т.д., опрокидывает деньги менял и говорит, что «дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». То есть, первое внимание при входе в Иерусалим относится именно к храму.

А вот в пятой главе, которая читалась сегодня, рассказывается уже о втором приходе Иисуса в Иерусалим. И вот в этот второй приход Он идет не к богатым, не к знатным, не к успешным людям, а идет в самое такое печальное место отчаяния, где находилось множество людей, которые страдали от самого разного рода болезней – слепых, хромых. Годами там они находились. Страшное такое место – место скорби, место болезней, место греха. И вот Иисус идет туда, потому что это тоже храм Божий, это тоже место, где Бог жалеет людей, где Он любит и сострадает в их немощах и недугах. И там встречает человека, спрашивает, сколько лет лежит он. И он говорит, что 38 лет он лежит. И пытается подойти, когда возмущается вода (по поверью, которое он разделял – что, если первым кто войдет, то получит исцеление). Но другие люди сходят в воду прежде его, и он уже 38 лет (целая жизнь!) находится вот так.

И, конечно, это был как крик отчаяния, когда Господь спрашивает его: «Хочешь ли быть здоров?», он отвечает: «Да, Господи, но не имею человека, который помог бы мне сойти в воду». Вот такой крик отчаяния. Как много таких отчаявшихся людей, не только в древнем мире, но и в нынешнем мире, который нас окружает, потому что наша культура благосклонна к сильным, богатым, успешным, как сейчас говорят, креативным. А люди больные, люди старые, немощные – они вроде как не нужны. Ну, конечно, понимают, что им нужно как-то помогать, чем-то поддерживать. Но они уже обществу не нужны – так, какой-то балласт. А, между тем, Господь как раз и показывает вот этим вторым приходом в Иерусалим и входом в эту обитель болезни, показывает, как для Бога это важно, как дорог каждый человек, казалось бы, совершенно бесполезный для общества. И это ставит перед нами очень важную проблему нашей культуры, нашей вообще христианской жизни, что, оказывается, каждый человек, как бы нам ни казалось, что он больной, сумасшедший и прочее, а Господь любит его, обращает внимание на него.

И в наше время есть немалого примеров таких замечательного служения. Мать Тереза Калькуттская идет на улицы Калькутты обмывать умирающих людей. Она говорит, что так важно, чтобы человек хотя бы перед смертью, за несколько часов или за день-два, увидел добрый человеческий взгляд. И замечательный служитель, канадский офицер Жан Ванье, который в 1964-ом году, 50 лет назад, вышел в отставку и поселился в одном доме с несколькими умственно отсталыми людьми. И создал целое движение «Вера и Свет». У нас в Москве есть отделение этого движения. И именно люди направляют свои силы, любовь тем, кто нуждается, тем, кто болен такими неизлечимыми болезнями, семьям, в которых есть больные дети, потому что они тоже нуждаются в этом добром отношении. Они тоже нуждаются в том, чтобы их любили, жалели, дружили с ними. Понятно, что это требует времени, усилий, кажется, что вроде, все это впустую. Но сегодняшнее Евангелие нам говорит о том, что нет, Господь именно этого от нас ожидает в том числе.

Евангелие от Марка заканчивается словами: «На недужные руки возложат, и здравы будут». Конечно, не только такие чудесные исцеления, но и успехи медицины, но и работа медиков, врачей, сестер и т.д., конечно, тоже относится к этой сфере Божественного милосердия. И у нас на приходе тоже есть один замечательный человек, который организовал дома для вот таких бездомных людей, которые выброшены жизнью из общества, из работы. И организует несколько таких домов, где они живут вместе, помогая друг другу. Вместе работают, зарабатывая себе на жизнь. Там, конечно, строгие порядки – что, если человек приходит и как-то неправильно себя ведет, ему говорят: «нет, ты должен на 3 дня уйти, подумать, так сказать, одуматься. Через 3 дня придешь, мы тебя примем». Если он опять начинаешь плохо себя вести, на месяц уходишь. Если пришел пьяный, будь там мороз-не мороз, все равно нет, не пускают – иди в аэропорт, куда хочешь, ночуй. Казалось, не милосердно. Но если такой человек придет в дом, он же не просто ляжет и будет спать. Он будет ходить, приставать, поножовщина начнется и т.д. Ну, это просто как пример того, что там необходима такая строгость. Но, тем не менее, там в каждом доме где-то по 50-60 человек. На 5 умножьте – уже 300 человек один человек ведет за собой, помогая вот этим людям.

Конечно, это одно из направлений. Конечно, есть неизлечимые больные, в больницах и т.д. И, конечно, перед нами это ставит вопрос: в чем наше христианство? Должно ли оно ограничиваться тем, что мы порядочные люди, на что-то жертвуем, плохого, вроде, зла никому не делаем. Нет, вот даже к этим людям, в этом-то, наверное, и есть подлинное христианство. Хотя здесь, конечно, есть трудности. Мы понимаем, что многие из этих людей как бы спекулируют на своем немощном положении - где-то обманывают, где-то просто попрошайки и все такое. Это очень трудно отделить одно от другого. Но Господь в Своих Евангелиях ставит перед нами вопросы. Он не дает ответов, ответы мы должны искать сами. И где-то отделять козлищ от овнов. А Евангелие ставит перед нами вопросы.

Вот давайте подумаем об этом на протяжении этой недели о расслабленном: где мы можем употребить свои усилия, чтобы помочь таким людям, отказаться от нашей общественной парадигмы, что только успешные, богатые, сильные, вот они достойны нашего внимания. А вот эти люди нуждаются гораздо больше. Им помочь очень трудно бывает, потому что к таким людям приходишь, а они унылы, все что ни делаешь, все не так, не эдак. А, значит, надо искать пути. Вот Господь нас и посылает в это мир, чтобы мы искали, где мы можем быть полезными, где мы можем принести любовь, сострадание, милосердие. 

Аминь.