протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 мая 2014

Фонограмма


Деян.11,19-26, 29-30

19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,

30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

 

 

Ин.4,5-42

5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30Они вышли из города и пошли к Нему.

31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41И еще большее число уверовали по Его слову.

42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделя о самаряныне. Я хочу обратить ваше внимание на то, что сразу после Пасхи мы вспоминаем об апостоле Фоме, потом вспоминаем о женах-мироносицах. Потом опять вспоминаем об одном из учеников, о расслабленном. Затем опять вспоминаем о самарянке. Следующая Неделя будет о слепом. Как бы вот такое чередование подчеркивает важность в христианстве и мужчины и женщины. Важность обращения и тех, и других. Нет никакого разделения у Господа и каждый для Него важен, и мужчина, и женщина, ко всем пришел Господь, чтобы всех собрать в одно.

И вот, сегодняшнее Евангелие необычайно поучительно в том отношении, что Господь приходит действительно, как Он и говорил в синагоге словами пророка Исайи: пришел «исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу, даровать слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное».

Рассказ о самаряныне нам говорит о том, как Господь обращается к самым сокрушенным, к самым несчастным. На прошлой неделе мы вспоминали о расслабленном, который 38 лет лежал, и никто ему не помогал. На следующей неделе будем вспоминать о слепом, который тоже был слеп от рождения. А сейчас вспоминаем о самарянке, которая была, как и вообще самаряне, презираемы иудеями: это какие-то еретики. Неслучайно, когда где-то Иисуса хотели оскорбить, и сказали: «Мы видим, что Ты самарянин, бес в Тебе». То есть, это было как оскорбление для иудея.

Мало того – женщина. Вообще, разговаривать иудею, мужчине, с женщиной, когда она одна, незнакомая – это совершенно было нарушение всяких правил. И, конечно, она крайне удивилась, когда Иисус к ней обращается. И обращается: «Дай Мне пить». Просит помощи. За помощью обращается к той, которая вообщем-то была унижена. Она даже в своем народе, пришла, неслучайно евангелист указывает «был шестой час». Исчисление дневного времени начиналось с 6-ти утра, значит шестой час – это 12 часов дня, полдень, самая жара. Обычно женщины ходили за водой утром, когда прохладно. Но видимо она была настолько презираема не только как самарянка, но и среди своих самарян была самая отверженная (мы потом поймем почему), что она приходила тогда, когда никого нет, чтобы никто не мог ее обидеть, толкнуть, прогнать, и так далее. Идет на колодец за водой.

Вообще, колодец в Библии мы видим во время очень важных встреч. Именно у колодца встречает слуга, посланный Авраамом, невесту для сына своего господина, Ревекку. Он так загадывает: «вот, которая придет женщина, и даст мне пить, и даст и верблюдам моим – вот та и истинно невеста для моего господина». И она так и поступает. Не только ему предлагает воды, но «и верблюдам твоим начерпаю», то есть видно сразу, что эта девушка не эгоистичная, видно – желает помочь, видно – внимательна к людям, к путнику. Видит, что он в пути, и верблюды хотят пить, и так далее. То есть, не просто взяла воды и пошла. Так что это очень важная такая встреча.

Моисей встречает свою жену, когда убегает от египетского фараона, тоже у колодца. То есть такое место очень важное, великий символ – вода, символ жизни. Встреча часто является именно тем, что меняет нашу жизнь. И вот встречает Иисус самарянку. И она говорит: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, женщины, самарянки?» И Он говорит ей: «Если б ты знала, Кто говорит с тобой, ты бы сама просила у Него пить».

Вот эта удивительная встреча, когда мы видим, что Бог нуждается в нас. Обращается к самому бедному, к самому такому презираемому человеку, и в его помощи тоже нуждается. Каждый может Богу чем-то помочь, и она в том числе. И в то же время говорит, что «если б ты знала, Кто говорит с тобой, ты бы сама просила бы». «А где же у Тебя вода? Как Ты можешь? Какую воду Ты мне можешь дать? У тебя и черпала нет, колодец глубокий, всё такое…» Он говорит: «Тот, кто пьет эту воду, возжаждет снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек». Ну, конечно, речь идет, Господь говорит не просто о воде, Он говорит именно о воде жизни. Вода вообще символ жизни. Мы понимаем, что когда нет воды, засуха, гибнет всё – растения, животные, люди страдают. И поэтому Господь говорит об этой воде, и в то же время о воде духовной, воде общения, воде радости, воде любви. Он именно эту воду дает самарянке, и она уже с доверием говорит с Ним, с Человеком, который действительно проявил к ней внимание, проявил любовь, и дальше мы видим еще больше.

Он говорит ей: «Позови мужа своего». Она неожиданно признается в своей главной беде, главной своей проблеме: «У меня нет мужа». Она честно сказала. Господь ей говорит: «Да, это правда. Но у тебя было пять мужей, и которого сейчас имеешь тоже не муж тебе. Это ты правду сказала». Она – сломленный человек, сокрушенный сердцем. Как много людей, у которых за плечами столько разрушенных встреч, разрушенных каких-то общений, дружбы, любви, и так далее. У каждого человека это есть. Так что Он обращается к каждому человеку: «Да, у тебя это было всё, но по-настоящему ты чувствуешь себя одинокой и несчастной». И вот она говорит: «Господи! Я вижу, что Ты пророк». Пророк не только человек, который предсказывает будущее, а который видит, видит правду Божию в каждом человеке. И она решается задать такой важный вопрос, общаясь с иудеем: «Вот вы говорите, что надо в Иерусалиме поклоняться, а мы – на этой горе, древнее святилище, еще древнее Иерусалима. Где же все-таки правда? Где истина?» Господь ей говорит самое главное, говорит то, о чем будут писать целые тома книг. «Поклоняться не на этой горе, и не на той наступает уже такое время, а в духе и истине. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему в духе и истине достойно поклоняются».

Замечательные слова, которые будут жить веками и будут жить пока существует жизнь на земле. И она говорит: «Да», понимая, что встречается с какой-то великой тайной, которую просто так не объяснишь и не поймешь, и говорит о том, что «Да, мы знаем, что придет Мессия, Который нам всё объяснит. И эту тайну объяснит в том числе». И вдруг Господь неожиданно ей говорит: «Это Я, говорящий с тобою». Единственный случай, когда Господь в Евангелии вот так прямо говорит. Не на суде в синедрионе, не когда требуют, а Сам говорит: «Это Я, говорящий с тобою». И говорит кому? Женщине, самарянке, с несложившейся судьбою, с разрушенной внутренней жизнью. Говорит ей о самом главном, протягивает ей Свою руку.

И она чувствует, что что-то происходит такое небывалое с ней, и она, уже как бы приняв этой воды Его любви, Его доверия, Его веры, она бежит в свое селение, оставила, забыла этот свой кувшин уже, потому что она получила уже другую воду, и уже бежит к тем людям, которые относятся к ней, мягко сказать, неважно. И им начинает проповедовать, им начинает говорить: «Я встретила Человека, Который мне сказал всё, что я сделала, не Он ли Христос?» И действительно, по ее слову многие обращаются ко Христу из самарян, и ей говорят, что «уже не по твоим словам, а сами увидели и поняли, что Он истинно Христос, Спаситель мира».

И в апостольском чтении тоже мы слышим, как в Антиохии, где проповедовали апостолы, впервые ученики начали называться христианами. Очень важное именование. Каждый из нас должен помнить, что мы прежде всего христиане. Прежде всего. Конфессии – это уже дело историческое, и Господь пришел именно собрать всех воедино, чтобы не разделение было, а всех вместе, начинает с самарян и иудеев.

И для каждого из нас важно понять, подумать о том – в чем мы сами сломлены. В чем мы таковы, что нуждаемся постоянно в поощрении, в похвалах, в поддержке, которая от людей, а дать может нам Сам Господь, чтобы нам тоже прийти к этой живой воде, получать ее для себя, понимая, что без этого в нас не будет той подлинной жизни, которую пришел Господь подарить каждому из нас.

Аминь!