протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 июля 2014

Фонограмма


Рим.15,1-7

1Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

2Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

3Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,

6дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

 

 

Мф.9,27-35

27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение по своей внешней стороне кажется очень простым. Евангелист рассказывает о чудесах, которые совершал Иисус. Этому предшествовал рассказ об исцелении кровоточивой женщины; воскрешение, фактически, не просто исцеление, а воскрешение дочери Иаира. И вот исцеление двух слепых и немого человека.

При этом Господь обращает внимание на очень важную особенность нашей веры, нашего отношения к молитве, к тому, о чем мы просим, к каким силам мы обращаемся. Когда эти слепцы идут за Ним, идут, то есть не просто они сидели на дороге и “ах, вот там кто-то проходит, дай-ка мы попросим”… Определенное усилие – идти, слепому человеку очень трудно, но они идут, и Его исповедуют: “Сын Давидов” – это мессианский титул. То есть они верят в то, что это не просто чудотворец, а что это действительно Мессия, посланный в этот мир как Спаситель. Спаситель от бессмысленной жизни, которая приводит к духовной смерти.

И Господь их спрашивает, когда уже они пришли в дом: “Веруете ли?” И они, отвечая, говорят очень важные слова: “Да, мы веруем”. И Господь им говорит: “По вере вашей да будет вам”. Это очень важно, потому что человек обладает удивительным качеством одухотворять окружающее. Если человек начинает верить в какие-то нелепые приметы, и вдруг замечает, что они начинают сбываться. Если человек верит каким-то гадателям-целителям – тоже вроде бы сбывается, но, к сожалению, результаты часто бывают весьма печальные. И вот наша сила веры, она как бы одухотворяет окружающий нас мир и соединяет с подлинными источниками жизни и исцеления. И поэтому Господь и говорит: “По вере вашей да будет вам”, – и они получают это исцеление.

Господь далее говорит о том, чтобы они никому не говорили об этом. Запрещает им не потому, что Он делает из этого какую-то тайну, но чтобы это не стало какой-то рекламой, чтобы люди шли только за физическим исцелением. Потому что понятно, что исцеление слепых, и тут же исцеление немого, имеют еще и значение глубокого символа: что вера в Иисуса дает человеку правильное видение вещей вокруг себя. Вера в Иисуса дает человеку способность правильно выражать свои мысли, свои надежды. То есть, лишает его вот этой самой немоты, когда человек готов что-то сказать, ему есть что сказать, но не может, нет у него к этому способностей. Вера дает и зрение, видение, и дает слова.

И вот эти творимые чудеса конечно перед нами ставят еще и другой вопрос. Мы прекрасно понимаем, что не всегда, когда мы просим, мы это получаем, хотя не всегда нас можно упрекнуть в недостатке веры. Потому что есть особые случаи, когда Господь как бы попускает не состояться нашей молитве. Прекрасный пример мы имеем Гефсиманской молитвы, когда Иисус перед этими страшными страданиями на Кресте, перед этой страшной встречей с мировым злом, просит: “Отче, да минует Меня эта чаша”. Но тут же добавляет: “Но не Моя воля, но Твоя да будет”.

В сущности, вот это добавление должно быть к каждой нашей молитве, к каждой нашей просьбе. Почему так? Потому что иногда эти страдания, как страдания Христа, становятся искуплением, носят искупительный характер. Без них мир не будет идти к свету. И поэтому часто те немыслимые страдания, которые мы видим вокруг себя, они имеют то искупительное значение (во всяком случае, можно это вполне предположить), как бы заставляют людей ужаснуться тем последствиям зла, которые Бог попускает, которые люди чинят по собственной воле. Вот, недавний пример с этим малазийским лайнером сбитым, неважно кем, это уже политические вопросы, конечно непреднамеренно, а ясно, что всякая война, всякое стремление силой решить тот или иной конфликт, приводит к таким страшным невинным жертвам. И сердца может быть не всех, но многих людей дрогнут, и они изберут какой-то другой путь, и тем самым вот эта жертва носит такой искупительный характер.

Но важно здесь обратить внимание и еще вот на что. Далеко не все прекрасные наши дела, дела Церкви и прочие, действительно обращают людей на путь веры и доверия Христу. Фарисеи, увидев это, сказали: “Он силой бесовского князя исцеляет”. Точно так же мы понимаем, что сколько наветов на Церковь, на ее историю, за те, конечно, исторические грехи, которые несомненно были, но и когда доброе – “ну, это что-то случайное, ради корысти, ради своих целей”, и прочее-прочее. Так что мы не должны этим смущаться.

Но самое главное – завершение этого чтения. Господь видит толпы людей, как овец, не имеющих пастуха, не имеющего куда их вести, и говорит важные слова: “Жатвы много, а делателей мало”. Это вторая молитва, которую Господь дает нам в уста после «Отче наш»: “Молите Господина жатвы, чтобы послал делателей на жатву Свою”. Кто же эти делатели? Только ли апостолы? Конечно и они тоже, но не только они, но и мы с вами, верующие во Христа! Мы тоже эти самые делатели, о которых в сегодняшнем послании говорится: “Вы, сильные, носите немощи немощных”.

Вот давайте об этом размышлять, когда будем идти из храма, – в чем мы сильны, в чем мы можем помочь другим, в чем мы можем безропотно понести их немощи, и вот эта молитва о том, чтобы Господин жатвы послал больше делателей на жатву Свою.

Аминь!