протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 августа 2014

Фонограмма


1 Кор., 10-18

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12 Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".

13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.

 

Мф.145: 14-22

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Важно обратить внимание на то, что сегодняшнее повествование о насыщении пяти тысяч человек следует сразу за рассказом о казни Иоанна Крестителя. Помните этот эпизод, который мы будем вспоминать особенно 11-го сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи. И там рассказывается, как вы помните, о том, что на пиру дочь Иродиады исполнила какой-то танец зажигательный, и все гости были страшно рады. И Ирод (это был день его рождения, и, видимо, было возлияние обильное) сказал: «Проси, что хочешь, вплоть до полцарства». И по наущению матери она просит голову Иоанна Крестителя. И этот страшный «подарок» оруженосец приносит царю, а царь отдает девице.

 

И сразу после этого говорится о том, что ученики Иоанна пришли к Иисусу и рассказали об этом. И тогда Иисус идет с учениками в уединенное место. Понятно, казнят, в общем-то, его родственника, пророка, о котором Он сказал, что среди рожденных женами не вставал более Иоанна Крестителя. Понятно, что это как бы провозвестие и о конце Его служения. И когда такое происходит, понятно, что человеку хочется удалиться в какое-то место, побыть одному, пережить все это. И Иисус с учениками уходит в такое пустынное место.

 

Но множество народа идет за Ним. И вместо такого размышления, вместо уединенного времени для переживания – множество людей, которые приходят со своими нуждами, болезнями и прочим, прочим. И Господь не говорит, что «Мне сейчас не до вас - тут такая трагедия произошла, а вы со своими болезнями пришли». Он принимает их – всех, кто просит исцеления. Исцеляет и пребывает с ними, и наставляет их. Наступает вечер, и, вероятно, ученики, видя, как их Учитель столь милостиво относится к народу, с добром, хотят тоже что-то доброе сделать, подражая Ему. И говорят: «Учитель, вот народ, наверное, голоден. Уже наступает вечер. Быть может, надо сказать им, чтобы они пошли в соседнее селение и купили себе пищи, чтобы не остались голодными» и т.д. А Господь неожиданно говорит:

- Вы дадите им есть. Не надо им уходить. Вы дайте им есть.

- Но у нас ведь нет ничего - только пять хлебов и две рыбы?

- Принесите их сюда.

 

Они приносят. Господь благословляет и отдает обратно ученикам. Они дают народу, и происходит поразительное чудо – хлебы и рыба не уменьшаются, а все более и более умножаются, так что даже после того, как все насытились, подчеркивает евангелист, что «набрали полных пять корзин».

 

Конечно, здесь два удивительных момента, на которые следует обратить внимание. Это, во-первых, то, что Господь являет великую любовь – даже,  невзирая на трагедию, которая, казалось бы, дает моральное право уйти, отдохнуть, как-то побыть, помолиться одному, нет, молитва будет уже после, после того, как Он отпустит народ и взойдет на гору и там будет молиться. Но прежде всего - вот эти люди, которые пришли со своими нуждами. И второе – то, что ученики, стараясь сделать что-то доброе, понимают, что их ресурсы совершенно ничтожны. И так и говорят Господу. Но нет – «вы дадите им есть». И Господь благословляет, и это благословленное отдает им в руки и велит раздать народу.

 

Конечно, для нас это великий образ, когда нам кажется, что мы можем сделать? У нас так мало сил, и не только телесных, но и духовных. Что мы можем сделать, чем можем помочь в той или иной ситуации? Но если мы это отдаем Господу, и Он возвращает нам умноженным многократно, и тогда совершается чудо этого совместного служения Бога и человека. Бога и нас с вами. Поэтому никогда не следует опасаться и смущаться, что у нас мало сил. Если мы участвуем, призываем помощь Божью, силу Божью, то тогда они умножаются многократно. Вот будем помнить об этом во все дни нашей жизни и стараться следовать этому удивительному примеру, который нам дает сегодняшнее Евангелие. 

 

Аминь.