протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 августа 2014

Фонограмма


1 Кор. 4: 9-16

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

 

Мф.17: 14-23

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 23и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Сегодняшнее евангельское чтение ставит перед нами вопрос, один из самых трудных для нашей веры, - «почему далеко не всегда Господь слышит наши молитвы и исполняет наши желания, которые мы в них приносим?» И вот, нам рассказывается эпизод, когда Иисус спускается с горы Преображения, когда совершилось это удивительное событие, когда Он показал ученикам славу Свою в ту меру, в какую они только могли это воспринять. (Этот праздник мы как раз будем праздновать в предстоящий вторник). И взял с Собой только трех, потому что остальные, по-видимому, не могли еще это воспринять в полной мере. Может, даже это было как-то для них невозможно, трудно, опасно даже. И, так или иначе, Он с ними спускается, и встречает народ, встречает учеников. И один из народа говорит, что «вот, исцели моего сына. Я просил Твоих учеников, а они не смогли это сделать». Иисус крайне огорчился. Мы понимаем, что сцена эта очень похожа на то, как Моисей, бывший на горе сорок дней, получивший заповеди Божьи, спускается к народу. А народ устал ждать - как-то непонятно, что там – и сел есть и пить, и стал играть. И даже сделал золотого тельца, чтобы приносить ему всяческие жертвоприношения.

 И вот такая же история здесь – что ученики, оставшись одни, потеряли эту силу. Они ведь уже могли, ходили по селениям, исцеляли. И тут, вдруг, не смогли. Как бы, стоило Ему отойти, и все обрушилось. И они спрашивают: «Почему мы не смогли это сделать?» И Господь говорит простые слова: «по вашему неверию». А потом поясняет, что эта сила обретается только молитвой и постом. И в самом деле, если мы посмотрим на свою жизнь, если мы видим, что нам трудно часто бывает вечернее правило прочесть, трудно отказаться от каких-то видов пищи или развлечений постом, то что говорить уж о нашей силе противостоять каким-то демоническим, злым силам, так или иначе приносящим страдания или нам, или каким-то нашим ближним. Понятно, что именно в этом подвиге поста и молитвы обретается вот эта особая связь с Богом, обретается особая сила. Конечно, понятно, что касается поста, то, конечно, это связано со здоровьем или с чем-то еще. Но вопрос не в том, что - будем мы есть или нет, а вопрос в том, как мы будем к этому относиться. Если мы действительно будем понимать: «да, я готов от этого воздержаться». Готов воздержаться от телевизора или чего-то еще (Успенский пост как раз сейчас). Или в молитве готов не просто ограничиться - например, прочесть «Отче наш» и все, а там, Господи, Ты все Сам знаешь». Это некое постоянное восхождение, приближение к Богу, для которого нам потребны наши собственные усилия.

 Вот давайте об этом помнить в оставшееся время краткого Успенского поста, чтобы в том, в чем мы можем, себе позволить (а человек понимает прекрасно, где он может уступить своей лени, своей безалаберности, а где он вполне может их преодолеть), и сделать все-таки то, что подсказывает сердце. Давайте об этом помнить, потому что то, что читается в воскресный день, всегда говорит уже о новой жизни, которая открывается. И, в сущности, Иисус, исцеляя этого отрока, Он дает ему воскресение, воскрешает его к новой жизни. И заканчивается как раз чтение именно тем, что Иисус пророчествует, говорит о Своем конце – о том, что Его распнут, убьют и в третий день Он воскреснет. Именно поэтому это евангельское чтение избирается в воскресный день – чтобы еще и еще раз напомнить о том, что нам открывается новая жизнь, что мы живем в новую эру, в эру, когда Господь победил смерть. И эту победу уже хочет даровать нам. И во многом от нас зависит: способны ли мы эту силу принять. 

 

Аминь.