протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
7 сентября 2014

Фонограмма


1 Кор., 16:13-24

13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14 Все у вас да будет с любовью.

15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, мара́н-афа́*.

23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

 

 

Мф.21: 33-42

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшняя притча о злых виноградарях говорит о самом важном в нашей жизни – о том, что Бог ожидает от нас плодов, что Господь много-много дает нам для того, чтобы жизнь наша была плодотворной. И ожидает того, чтобы мы не расценивали это как принадлежащее нам, а как нечто, данное для принесения плодов Богу. Понятно, что самый первый смысл притчи относится ко времени Иисуса, к тому, что Он, как завершение откровения Бога, приходит к избранному народу, а религиозные вожди Израиля не узнают Его. Они располагают всеми теми богатствами, которые были даны законом, пророки – все было дано народу, как своим, как нечто, служащее их целям, особенно религиозные аристократы, саддукеи, для того, чтобы поддерживать статус-кво с оккупационной властью римлян и сохранить свои привилегии. Вот это главная цель, а не принесение тех плодов благословения на народ Божий, через которого благословятся все племена земные. Вот это благословение и наставление, данное Аврааму, забывается и отвергается то самое главное откровение в личности Иисуса Христа, которое и служило и служит вот этому предназначению избранного народа – нести через Иисуса, нести через все то, что было Ему дано, всем народам земли, всем людям.

 

Но кроме этого, самого такого очевидного, смысла притчи… Она, конечно, относится к каждому народу и к каждому человеку, потому что речь идет именно о плодах, которые призван приносить каждый народ. Каждому народу дается свое благословение, свои дары, и в соответствие с ними ожидаются от него плоды. И, к сожалению, люди, как правило, не оправдывают этого предназначения. Поэтому так важно смотреть, а что мой народ? Что близкие мне люди, мой круг, лично я? Какие плоды я могу принести? Как много лично мне Господь дал. Кому-то больше, кому-то меньше. Но от этого ожидаются именно определенные плоды. Мы знаем, как в истории нередко это все повторялось, когда отвергались замечательные служители Божии. Достаточно привести пример только одного Иоанна Златоуста (Литургию которого мы совершаем сегодня и практически каждый день года), когда он именно за обличение богатых, за постоянные призывы и обличение их в роскоши, излишней траты средств, вместо того, чтобы помогать бедным, надоел императрице и ее ближайшему окружению, и был сослан. Разразилось страшное землетрясение, буря и все прочее. И народ требовал вернуть его. Вернули. Но через некоторое время вновь сослали, потому что он, как говорится, не извлек уроков из этого эпизода и продолжал обличать богатых за их безумную роскошь.

 

И то же самое, конечно, происходит в истории каждой страны. Можно насчитать множество эпизодов, когда страна отвергает своих замечательных людей, замечательных посланников. Мы помним, например, Андрея Дмитриевича Сахарова, который стал депутатом Верховного Совета. Казалось бы, вот демократические выборы, достойный человек появился. И как большинство депутатов реагировали на его смелые и действительно миротворческие обращения, инициативы. Топали ногами, шикали и так далее. И как это было печально для него. Мы знаем, как это привело, вероятно, к смерти, которая могла бы быть гораздо позже. Послезавтра мы будем отмечать годовщину очередную со дня убийства протоиерея Александра Меня. Тоже замечательный служитель, который тысячи людей привел через свое здравое, замечательное, глубокое, яркое, любовное отношение ко Христу, к спасению, церкви, ко всему, что составляет главную нить человеческой жизни. И какие-то нашлись люди, какие-то структуры спец.служб, скорее всего, которым это не понравилось. Пришлось не по вкусу, и решили убрать человека, который мог бы так много еще сделать для нашей страны, для нашего народа в плане его обращения на путь истины, веры и созидания. Но то же самое относится и к каждому из нас, в сущности. Потому что, нам так много тоже дается, каждому из нас сейчас. Во всяком случае, церкви открыты, никто за христианскую веру не преследует. Казалось бы, такое должно быть обращение. Но ограничилось все концом 80-х - началом 90-х, когда были массовые крещения, конечно, еще безо всякой катехизации, безо всего, но все это ограничилось как бы таким суеверным действием: крестился, теперь все в порядке, можешь жить дальше.

 

И вот так важно нам слышать это обращение, которое содержалось в самом начале сегодняшнего апостольского чтения. Апостол Павел пишет большое послание христианской общине в Коринфе. Богатый портовый город, множество самых разных людей, разного достатка, разного уровня образования, обращения и т.д. И он разбирает многие трудные проблемы замечательным образом (отрывок, который был сегодня, - это окончание первого послания) и дает такие самые важные наставления. Вот одно из них: «бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью». Бодрствовать! Как важно духовно не спать, как важно помнить о том, что мы призваны к тому, чтобы духовно расти! Камень летит вверх, как говорится, только тогда, когда он движется. Когда он остановился, он падает вниз. И то же самое для нас – когда мы останавливаемся, забываем читать и перечитывать Слово Божие, хотя бы 10-15 минут в день на это потратить, когда мы экономим время за счет молитвы, особенно вечерней, устали. Сядь, помолись сидя, лежа – это лучше, чем если совсем пропустил: «а ладно, как-нибудь» и все прочее. Это и есть бодрствование духовное. Апостол к этому призывает своих адресатов.

 

«Стойте в вере». Стоять в вере – это значит, несмотря на трудности, которые, как часто людям кажется: «Бог меня не слышит. Я прошу о том-то, о том-то, вроде хорошие вещи прошу, а вот не получается». И в этом отношении у нас есть потрясающий пример Книги пророка Аввакума, когда он говорит так: «Я услышал и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои (враги нападают), боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет грабитель на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» Это окончание небольшой книги пророка Аввакума. Несмотря на все бедствия, он прославляет. Почему? Он стоит в вере, в вере, что добро победит в конечном счете исторического процесса. И далее апостол говорит: «Будьте мужественны». Это твердо связано. Стоять в вере - это иметь мужество перенесения всех трудностей, всех страданий, понимая, что из этого Господь выковывает наш характер. «Мужественны и тверды». Твердость – это хорошо, но как бы компенсируя крайние проявления твердости, апостол добавляет: «Все у вас да будет с любовью». Все мы знаем, что сейчас множество естественных обсуждений, споров о событиях на Украине, очень противоречивых. Ссорятся между собой друзья, члены одной семьи, и т.д.. И наставление: «Все да будет с любовью» в этот момент забывается. Естественно, разные точки зрения, естественно, разные потоки информации, потому что все очень близко нам, близко по культуре, по истории, по всему – и разные оценки. Но важно, чтобы, имея какое-то свое мнение - ты считаешь так, другое принимать не как какое-то вражеское, а «все у вас да будет с любовью», чтобы прежде всего помнить об этом. Если Господь говорит: «Любите врагов ваших», то тем более любить своих ближних, которые, пусть несколько иначе смотрят на те или иные события.

 

Пусть сегодняшние чтения как-то западут нам в сердце, чтобы эти последние слова Послания к коринфянам (можно придти домой и перечитать) помнить: «Бодрствовать, твердо стоять в вере, и все да будет с любовью».

 

Аминь.