протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
14 сентября 2014

Фонограмма


1 Тим., 2:1-7

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,

2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,

3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,

7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.

 

 

Лк., 4: 16-22

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19 проповедовать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня у нас очень важный день, потому что сегодня – день церковного Нового Года, первого сентября по старому стилю (на 13 дней отставание, значит, 14 сентября – это первое сентября по старому стилю). Итак, в допетровские времена на протяжении нескольких веков в России именно в этот день встречали Новый Год. И мы с вами, когда начинаем новый учебный год после летнего отдыха, и все прочее, тоже воспринимаем начало сентября, как новый год, новый круг нашей жизни. И в этот день церковным календарем полагается два чтения: первое - из Послания к Тимофею, и второе – евангельское чтение от Луки. И, как это ни странно, начинается это чтение словами: «Чадо Тимофее, прошу тебя возносить молитвы за царей и за начальствующих» и т.д. Очень часто мы слышим слова: «Ой, я не могу за власти молиться. Как-то не нравятся они мне». Как будто мы молимся только за тех, кто нам нравится!? А за тех, которые нам не нравятся, за тех, как раз не молимся!? Но в этот момент следует вспомнить, что последняя молитва Иисуса была за тех, кто Его распинал, кто гвоздями приколачивал Ему руки. Последняя молитва первомученика Стефана была за людей, которые убивали его, бросая на него тяжелые камни: «Отче, прости им, не вмени им греха сего». Так, что мы имеем наставление молиться не только о тех, кого мы любим, которые нравятся нам, но, может быть, тем более молиться о тех, кто нам не нравится, молиться о покаянии, об их обращении. Потому что на самом деле Бог, как ни странно, тоже их любит, тоже пришел их спасти от духовной гибели. 

И затем чтение из Евангелия от Луки, в котором говорится о том, что Господь пришел в Свой город, Назарет, где был воспитан. По обычаю вошел в синагогу и встал читать Слово. Нашел в Книге пророка Исайи слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». Но «лето» не как время года, а как начало года. То есть, речь идет о том, что началась новая эра, что эти слова Исайи исполнились. Но исполнились не так, как нам бы хотелось – все стало хорошо, прекрасно, злых людей не стало, все добрые, все замечательно, ни болезней, ничего такого нет. Преображение начинается не сразу. Оно начинается так, чтобы мы, люди, принимали в этом участие. Потому что, пока мы злы, грешны, себялюбивы и так далее, мы не сможем войти в это общение с Богом. Но оно уже началось. Пришла особая Божья сила, чтобы это стало возможным.

 

И затем рядовое чтение, которое, как мы видим, тоже не случайно, наставляет о том, где же должны быть приоритеты наши в этом наступающем году. Притча о званых на вечер. Быть может, самая мрачная, самая такая пугающая притча о том, что царь устраивает брак для сына своего, а званые отказываются по разным причинам придти. А некоторым даже хватают этих посланников, убивают, издеваются и так далее. Конечно, первое значение притчи обращено к современникам Иисуса. Вместо признания того, что действительно,  наконец, наступило обещанное пришествие Мессии, каждый остался в том, что искал до этого. Саддукеи искали статуса-кво с римскими властями, искали извлечения прибыли от храма и противостояли всему, что этому угрожало. Фарисеи-законники стремились к мелочному скрупулезному исполнению всех внешних предписаний. Зелоты устраивали теракты против римских властей. Ну, и так далее. И все это кончилось печально. Когда Иисус входил в Иерусалим, Он плакал о нем, потому что: «приближаются дни, - говорит, когда не останется здесь камня на камне». Потому что, вместо служения добру, вместо внутреннего преображения, люди избрали, каждый, свои представления о том, как им надо жить, чтобы им здесь получше устроиться. К Иисусу пришли лишь те, кто услышал проповедь Иоанна: мытари, блудницы, бедняки и грешники. А кто-то пришел без покаяния, обращения, не в брачной одежде, а так, заодно с другими. Остался равнодушен к тому, что говорил и делал Иисус. Таким образом, и Иерусалим, и Израиль не узнал времени посещения своего. И вместо покаяния и радости от пришедшего Царствия Божьего люди пошли - кто на поле свое, кто на торговлю свою, в общем, каждый в свою сторону.

 

И вот, каждое неправильное действие человека, его неправильный жизненный путь неизбежно несет за собой огромное несчастье. Не потому, что Бог наказывает, карает, а потому что человек сам входит в такие отношения с людьми, с Богом, с миром, что сам становится жертвой каких-то катастроф. И она для Иерусалима не замедлила наступить: в 70-ый год в ответ на восстание иудеев против огромной державы Рима, которое было совершенно бессмысленно, Веспасиан двинул свои войска, город был разрушен, распахан, посыпан солью и т.д.. И только через много лет его вновь восстановили.

 

Ну, хорошо. А какое значение эта притча имеет для нас, две тысячи лет спустя после ее произнесения? У нас с вами позади страшный, особенно для России, двадцатый век. Война, Первая мировая и Вторая мировая, лагеря, ГУЛАГ и все прочее – мы все это прекрасно понимаем. В чем главная причина? Александр Исаевич Солженицын устами одной из своих героинь говорит: «Люди забыли Бога». Вот, в чем причина. И, как естественное следствие, почти полное уничтожение церкви, духовенства, интеллигенции, казачества. Огромный урон культуре, уничтожение наиболее деятельной части крестьянства при раскулачивании. И, наконец, Вторая мировая война, как следствие всего этого безобразия, с ужасающими потерями, особенно для России. Но 25 лет назад произошла подлинная революция в отношении государства к церкви и вере в Бога. Как бы открылись двери храмов, храмы возвращались, Библия и Евангелие везде продаются. Как бы звучит голос: «Идите на брачный пир, все уготовано». Уже 25 лет открыты храмы! Нет никаких проблем с чтением Священного Писания, с христианской жизнью, с молитвой. И что же? Даже среди интеллигентных людей редко кто сподобился прочесть Евангелие и узнать, в чем же суть христианства? Митрополит Антоний, когда был еще мальчиком 14-ти лет, к ним пришел священник рассказывать о Рождестве. Он как-то все это не понял, но священника вежливо поблагодарили. И придя домой, он сказал: «Нет, надо все это отвергнуть, все это чепуха». Но, как честный мальчик, он решил сначала все-таки узнать, что это такое. Взял Евангелие, нашел самое коротенькое, от Марка, начал читать. И, как многие уже знают, почувствовал, что рядом Господь, обратился. И на следующий день мальчик Андрей Блюм вышел на улицу другим человеком. «Если Бог так любит каждого, тем более и я должен так же любить!» Началась его уже не жизнь, а житие, житие будущего митрополита Антония. 

 

А у нас как-то большинство все-таки не удосужилось прочесть Евангелие, узнать, что там, что они так отвергают, так презрительно смотрят. При этом большинство образованных людей постоянно критикуют церковь за шикарные машины священнослужителей, грубость церковных работников. Это, к сожалению, справедливо. Но ведь суть Евангелия не в этом. Один священник такую шутливую притчу приводил к этому случаю: один его друг поехал в Ленинград. А он ему рассказывал, какой замечательный музей Эрмитаж: «Зайди, посмотри, там такие замечательные картины, так там хорошо». Но друг как-то так попал, с дворницкой зашел. Видит там метлы, ведра, ничего такого особенного нет там, интересного. Когда вернулся, говорит: «Да, нет, ничего там не нашел». «Так, ты не в ту дверь зашел. Ты все самое главное-то и не увидел!» Ну, конечно, это такая шутка, но, тем не менее, в ней много правды.

 

Суть ведь Евангелия не в этом, что такие есть недостойные служители, к сожалению. И у нас за все эти двадцать пять лет по-настоящему воцерковилось, думаю, процентов пять населения, не больше. 30% восхваляют Сталина, 85% рады тому, что нас снова стали бояться. Мы вернулись к языческому мироощущению – «мы и они», то есть все остальные, кто не «мы». А ведь христианство с его устремлением собрать воедино все народы, то есть, все люди – дети Божии, с его приоритетами такими: «голодного накорми, раздетого одень, защищай сироту и вдовицу, горе вам, богатые» - все это забыто и везде на первом месте только получение прибыли, как во всем мире, так и у нас особенно. Помню, Сергей Адамович Ковалев говорил, что «все, что нам рассказывали хорошее про социализм, было неправдой, но то плохое, что рассказывали про капитализм в СССР, оказалось правдой». И вот, получилось так, что «помоги слабому, бедному, прости согрешившему, дай ему шанс» - все это почти забыто. Вновь слышны призывы: «не вернуть ли нам смертную казнь?» И мы сейчас на первом месте в мире по убыли населения, по потреблению алкоголя, по абортам, самоубийствам среди детей, по брошенным детям при живых родителях, и так далее, и так далее. Кто виноват? Боюсь, что мы сами, наше население, которое осталось равнодушным к призыву придти на этот брачный пир, начать читать Евангелие, начать обращаться, узнавать, в чем этот вечный призыв к покаянию. А что делать? Конечно, виновен народ, народ, который не повернулся к Богу. Мы не должны думать, что мы с вами беленькие, пушистые, что они не повернулись, а мы повернулись к Богу. У каждого есть своя доля вины. Если бы мы повернулись так, что от нас свет исходил, то, наверное, и результаты были бы другими. Хотя мы понимаем, что уж Господь Иисус Христос пришел, и то Его не все узнали. Так, что у каждого своя доля вины, о которой мы не должны забывать. А, вот, что делать? Очень просто – «покайтесь и веруйте в Евангелие» – призыв, который обращен к каждому человеку, к каждому. «Возрастайте в познании Господа нашего Иисуса Христа», - говорит апостол Петр. В другом месте апостол говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Чему радоваться? Радоваться тому, что Бог пришел к нам! Радоваться тому, что нам открыты все двери! Радоваться миру с Богом! Почему мы так часто на службе говорим: «Мир всем»? Потому, что самое главное ощущение человеческого сердца – это мир, мир с Богом. Что это такое? Это когда мы не обвиняем Бога за то и за се, а когда мы действительно радуемся, Господи, что Ты есть, радуемся тому, что Ты дал нам жизнь, дал нам возможность видеть небо, видеть цветы, знать любовь, дружбу, творчество. И за это благодарить, непрестанно молиться, просить за все те беды, которые есть в мире. Быть не на стороне зла, а быть на стороне Бога. За все благодарить. Благодарить за все то, что Господь нам открывает в этой нашей жизни, чтобы мы возрастали в познании Его.

Давайте помнить об этом и воспримем это как наставление на предстоящий новый год.

 

 

Аминь.