протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
21 сентября 2014

Фонограмма


Гал., 6:11-18

11 Видите, как много написал я вам своею рукою.

12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

Флп., 2:5-11

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

 

Ин., 3:13-17

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

 

Лк., 10:38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день – первый праздник нового церковного года. И начинается год с напоминания о том событии, которое в церковных богослужебных текстах называется «началом нашего спасения». И, действительно, в тропаре праздника мы слышим слова о том: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш». Действительно, с этого момента начинается история нашего спасения, спасения от духовной смерти. Приходит Та, через Которую приходит Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Этому предшествовала целая череда поколений: от Авраама и далее, далее, до родителей Пресвятой Богородицы, которые тоже, подобно Аврааму долго не имели детей. И, наконец, по обету, что они посвятят свое чадо Богу, им дается рождение этой дивной девочки, которая изначально настолько была чиста душой и настолько стремилась к Богу… И вся эта череда поколений, людей, для которых самым главным в их жизни был Бог. Самым главным было искать Его волю, искать исполнение Его воли. Они боролись за это. Боролись не с другими, а с самими собой - то, что нам так редко удается – побеждать свои неправильные настроения, мысли и стремления. И это приводит к рождению Пречистой Девы, через Которую Духом Святым воплощается Слово Божие.

 

Мы видим, что в этом как бы суть христианства. Спасение осуществляется чудом Божиим, милостью Божией, любовью Божией. Но с участием, непременным участием человека, в данном случае, Девы Марии. И так во всем. Так во всем, потому что для чуда Божия необходимо воплотиться через какого-то человека, который готов его понести, готов явить миру силу Божию.

 

И еще сегодняшний день (так совпало) приходится на воскресный день, воскресение перед праздником воздвижения Креста Господня. И читается первое Евангелие, которое вы слышали, о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы каждый верующий не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего судить мир, но чтобы мир был спасен через Него». И вот мы видим, что мир спасается жертвой, мир спасается любовью. И к этому нас призывает Господь. Противостоя злу злом, мы только умножаем его. Если же мы противостоим злу любовью, добром, прощением, милосердием, то тогда добра становится больше в мире, а зла становится меньше.

 

Давайте об этом помнить. И, как в апостольском чтении к празднику Богородичному сказано, «братья, в вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе». Нам так важно в этот день, в начале церковного года, все время просить и быть сердцем и разумом внимательными к тому, чтобы в нас были те же чувствования. Когда мы чувствуем к кому-то неприязнь, к кому-то осуждение, какое-то пренебрежение, превозношение и все прочее, всегда спроси себя: «Вот, у Христа те же чувствования или нет?» Если ясен ответ, что «нет», значит, надо учиться этому противостоять. Это не удается сразу. Но если мы станем на путь этого противостояния всякому злу… Потому что начинается с людей. Мы смотрим, там, конфликты в Сирии, в Украине и т.д., но в каждой семье такое же противостояние, такое же нежелание понять, принять друг друга, полюбить друг друга, пожалеть друг друга. Вот, давайте, чтобы это начиналось с того, что нам близко, с того, что зависит от каждого из нас, от доброго выбора любить своего ближнего 

Аминь.