протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
12 октября 2014

Фонограмма


2 Кор.9,6-11.

6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,

11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

 

Лк.6,31-3.

31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Уже давно было замечено, что нравственные нормы в разных культурах в общем более-менее сходны. И различия скорее в практике, скорее, так сказать, в учении, чем в том, что касается нравственных моральных норм поведения человека. Но, однако, только в христианстве есть совершенно парадоксальное, совершенно невозможное, казалось бы,– призыв любить врагов своих. А между тем Господь так и говорит о том “будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд, ибо Он проливает дождь на безблагодатных и злых, и солнце светит на праведных и неправедных”.

Конечно, всё то, о чем говорило сегодняшнее Евангелие, легко сказать, но, безусловно, крайне трудно сделать. Но это, тем не менее, то направление, в котором Господь нас призывает двигаться. “Если любите любящих вас, что особенного делаете?” А вот любить врагов – это уже, так сказать, высший пилотаж, но именно к этому нас Господь и призывает, и Сам дает пример, когда молится о тех, кто пробивает Его руки огромными гвоздями, пригвождая ко Кресту. Так же первомученик Стефан молится за тех, кто побивает его камнями: “Господи, не вмени им греха сего”, понимая, что они не ведают что творят. И по большей части, когда человек делает зло, он именно не ведает что творит.

Итак, Господь призывает нас быть такими же бесконечно щедрыми на добро, каким Он и Сам был, каким и является Отец наш Небесный. И в послании, которое предваряло чтение Евангелия, мы так же слышим слова апостола: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”. Господь призывает нас к щедрости. И Сам Господь давал пример. Даже много таких событий было вероятно, которые не описаны в Евангелии.

Сравнительно недавно, буквально на днях, один наш прихожанин мне прислал замечательную ссылку на одну потрясающую находку в библиотеке Ватикана, где хранились старинные рукописи. И вот специалист, один итальянец, сейчас не вспомню его имя, он нашел там некое письмо, которое всеми экспертами было определено как относящееся к 20-му – 30-му году 1-го века. Письмо написано римским офицером, который был в такой экспедиции военной в Парфии, это территория современного Ирана, а затем возвращался через Палестину. И возвращался через город, который сейчас называется Наблус, на западном берегу Иордана. И он описывает, как он вошел в одну деревню и туда пришел один учитель, пророк, который окружен был множеством учеников, людьми из соседних селений, всё больше такое бедное население, как он описывает в этом своем письме. И звали Его – Иисус из Назарета. И когда Он вошел в этот город, то Его пригласили в один дом, где женщина только что родила ребенка, мертвого. И Он взял его на руки и стал молиться на арамейском, и автор этого письма его не понимал к сожалению, но сказал, что ребенок тут же ожил и заплакал, вообщем стал делать всё то, что делают новорожденные младенцы. То есть воскрешение этого мертворожденного младенца. Евангелие об этом не рассказывает, потому что евангелист Иоанн нам говорит, что если бы всё описать, что сотворил Иисус, то самому миру не вместить бы написанных книг. Так что мы видим вот такую щедрость Господа.

Много примеров мы имеем из жизни святых. Приведу только один пример, литературный хотя, но, наверняка, конечно, он имел аналоги в реальной жизни. Я имею в виду роман Гюго “Отверженные”, многие его, конечно, читали, помнят. Там один из героев книги епископ города Динь – это предгорья французских Альп. И вот он явил совершенно потрясающий пример такой вот евангельской жизни. Когда он въехал в епископский дом, замечательный чуть ли не дворец там построенный, а рядом находилась больница для бедных, и он, осматривая эту больницу, говорит директору что “по-моему, мы как-то домами перепутались. Все-таки мой дворец должен вам принадлежать, а ваше небольшое здание – мне”. И там поселился. И множество людей находило у него помощь, поддержку всегда.

И вот один из героев, главный герой этого романа “Отверженные” Жан Вальжан (вы наверное помните его по фильмам), он приходит, освободившись с каторги, приходит в этот городок, а он был посажен еще будучи 18-ти лет, когда украл хлеб для своих голодающих братьев и сестер, его поймали, послали на каторгу на 5 лет, там он сбежал через пару лет, ему еще добавили срок, он еще раз сбежал, еще добавили, и так далее. Вообщем, 19 лет он отбыл. И вышел из тюрьмы человеком, который совершенно был полон гнева против общества, которое, собственно говоря, за буханку хлеба для его голодающих братьев и сестер осудило его на 19 лет каторги.

Он приходит в город, какие-то деньги ему там дали, которые он заработал за всё это время, довольно крупная сумма денег, но его не принимают ни в гостинице, ни в таверне, нигде. И он в этом маленьком городке вынужден ночевать на каменной скамейке, улегся перед церковью. Проходит одна женщина и говорит: “Ну что же это, уже поздно, уже холодно” – “А меня, – говорит, – нигде не принимают. Во все двери стучался, не принимают”. Она показывает на небольшой дом неподалеку от церкви и говорит: “А в этот дом Вы не стучались?” – “Нет” – “Постучите, там Вас непременно примут”. Он послушался и действительно попал в дом вот этого епископа, который приказал служанке ввести его, пусть он придет, всё такое. Они, конечно, обе в ужасе были, две женщины – одна его сестра, другая служанка – как это такое? Но уже зная его стиль жизни, пригласили, усадили, подают приборы столовые, серебряные ложки-вилки. “Сударь”, за стол сажают – он совершенно потрясен. Приказывают постель приготовить, постелить белье – он всё время на земле ночевал. И происходит такая совершенно потрясающая встреча.

Ночью этот каторжник, проснувшись среди ночи, он видел куда положили эти серебряные приборы, это был единственный предмет роскоши у этого епископа, решается их взять. Он сам не знает, что с ним происходит, вот что-то обида на общество, всё так несправедливо, он имеет право взять это, его столько обижали, что вот он возьмет, продаст, устроится его жизнь. И совершает этот поступок, тихонечко вытаскивает, там дверь скрипнула – он боялся разбудит – нет, не проснулся епископ. Взял эти вилки, ложки, через окно в сад, через сад в горы, и так далее. На следующий день, где-то в первой половине дня, его приводят полицейские, этого Жана Вальжана, с этими вилками и ложками, как-то их обнаружили, увидели. “Наверное, он у Вас украл, у вас ночевал, всё такое”. Он говорит: “Да нет, что вы, это я ему дал, чтобы он поддержал свою жизнь” – говорит епископ. “Что, значит он не крал?” – “Да нет, не крал”. Тут этот Жан Вальжан с ужасом убеждается, что это не просто добрый священник, это епископ, который имеет огромное содержание, деньги платит ему государство, и так далее. И он говорит: “А что же Вы забыли взять еще серебряные подсвечники? Ведь я тоже Вам их дал”. Вообщем, берет эти подсвечники, навязывает ему и отдает.

Словом, вот этот поступок совершенно переменил жизнь этого человека. И, хотя он совершает еще там маленькое преступление, за которое потом опять его посылают на каторгу, но это спустя уже лет десять. Он становится каким-то ремесленником в городе, изобретает прекрасный способ изготовления каких-то сувениров, и город этот расцветает, всё замечательно, прекрасно, то есть он приносит множество добра, Жан Вальжан, и как бы вырастает из того обращения, которое он пережил будучи у этого епископа, встретившись с таким потрясающим добрым отношением. Вот просто такой привожу пример как бы напоминая, что часто наш добрый поступок какой-то, может быть не совсем логичный и так далее, он именно дает возможность прорасти другим добрым поступкам.

Давайте об этом с вами помнить. Конечно, в наше время это не всегда легко сделать, потому что некоторые каются, что не всем нищим подают. Действительно, многим подавать трудно, потому что видно, что это профессиональное. Люди, вместо того, чтобы работать, они избирают этот путь, но вообщем всегда надо какие-то рассуждения. Но тем не менее, давайте помнить основной призыв, посыл всего Евангелия – “будьте милосерды, как Отец ваш Небесный милосерд есть”.

Аминь!