протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
26 октября 2014

Фонограмма


Гал., 1:11-19

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 

Лк., 8:5-15

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию одну их замечательных притч Евангелия – притчу о сеятеле, о семени. В сущности, притча говорит о самом главном: семя – есть Слово Божие. И нам так важно это понять, потому что действительно семя – это образ начала всего. От семени происходит пшеница, любое растение, любое дерево. Это - то начало, где заложено все. И говорится, что это начало – есть Слово Божие. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было от Бога, и Слово было Бог. Без Него ничто не начало быть, что начало быть». Поэтому нам так важно с таким вниманием, с таким благоговением относиться к Слову, особенно к тому Слову, которое нам несет Священное Писание. И вот, эта притча в восьмой главе Евангелия от Луки, главе, которая начинается словами: «После сего Он (то есть, Иисус) проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие и с Ним двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна и многие другие, которые служили Ему имением своим».

И вот, Господь произносит эту притчу. И мы видим, что Царствие Божие, которое Он несет, совсем было не похоже на то, которое ожидали большинство верующих, благочестивых иудеев. Они ожидали, что Царствие Божие – это будет такой грандиозный катаклизм, когда все разрушится, когда все злые будут уничтожены, все благочестивые, наоборот, воссядут на тронах. Установится такое благоденствие по всей земле, справедливость, не будет таких римлян, не будет таких грешников, язычников, а только они, верующие, будут царствовать! И вдруг вместо этого приходит Проповедник, невзрачного особо такого вида, без особых почестей. С Ним двенадцать Его каких-то учеников, тоже простые рыбаки, там, кто чего: кто оставил свой бизнес в виде сбора пошлин, кто – свою рыбную ловлю. Да еще женщины какие- то с Ним (вообще какая-то полная дискредитация): какая-то Магдалина, из которой семь бесов изгнали. По-видимому, и другие были исцелены. Там есть и важные женщины – жена домоправителя Иродова. Но, в целом, это совсем было не похоже на то, что ожидалось как пришествие Царствия Божьего.

А Господь тем самым нам показывает, что оно приходит не как некий такой дар, необычайный такой, грандиозный, космический, а с участием человека, через человека, через его принятие этой Вести. И как по-разному люди принимают! Многие из вас, наверное, видели, как когда сеют газон, засыпают семя трав, слетает масса голубей, и все эти семена клюют. Ну, конечно, там что-то, может, застрянет, вырастет. Но, в общем, мало что вырастет. В основном голуби и воробьи склюют, потому что семя нужно принять внутрь, внутрь семя, не по поверхности, где его склюют птицы. Вот так и односельчане Иисуса, когда Он к ним пришел и стал читать Книгу пророка Исайи о том, что «исполнилось время сего» - это время, когда настало время Господне, благоприятное - не услышали. Осталось на поверхности. Вместо этого дьявол входит в сердце их. И схватили Его и потащили сбросить с горы. Но время Его еще не пришло, и Он прошел мимо них.

«Падает на камень» - приглашает в дом один из фарисеев, благочестивый человек, хочет слышать Его слово. Но он настолько захвачен своими предрассудками, представлениями о правильности закона, о поведении, как должны быть одеты, как руки умывать – сначала так, потом так и так далее. Очень тоже знакома нам вот эта внешность. И смотрит, что приходит некая женщина, блудница, и Он с нею доброжелательно разговаривает. И про себя думает: «Нет, не может Он быть пророком. Если бы Он был пророк, то Он знал бы, что это за женщина прикасается к Нему». Вот камень, который не дает прорасти внутрь. Так, заходит в нашу церковь как-то один человек, вроде благочестивый, недавно освободившийся из тюрьмы, и говорит: «А что это за храм? Это православный храм? А что это в брюках, платков нет? Что-то не то». И много-много другого. И вот, эти люди, которые окружают, которые приняли это Слово, которые пошли за Ним – что-то в жизни их произошло радикальное. И как важна эта жажда в этом Слове. Когда заботы житейские не дают принять, а иногда человек освобождается от этих забот, и тогда-то он их принимает. У нас очень много таких людей в местах, которые называются места лишения свободы. Они в такие условия все попали, что житейские заботы устранены. На работу не надо ходить (во многих местах лишения свободы нет работы), кормят вроде, на прогулку выводят. Больше ничего делать не надо. И там-то они и начинают читать. Мне недавно переслали из одной церкви московской, с нашим адресом, но без всякого обращения, два письма таких заключенных. Видимо, они знают, что мы переписываемся, им переписываться некогда, они прислали нам. И вот, что пишут эти заключенные, что «только благодаря тому, что оказался в тюрьме, я открыл Евангелие, я стал веровать в Бога, иначе весь был в суете, и некогда это было делать». Но, «жалко, что у местного батюшки никак времени не находится. Мы вот пишем всем православным, а они не откликаются. А баптистов у нас здесь полно. Приносят нам Евангелия, посылки, и все помогают. Как же такое?» Действительно, как же такое? Приходит, и, казалось, 600 человек стоит здесь. 600 заключенных, целую зону можно было бы охватить! Это из поселка Харп, в Салехарде, где я был.

Так что, давайте об этом подумаем, чтобы это Слово … И в то же время Евангелие нам рассказывает и о других людях, которые приняли. Сотник, слуга которого был болен, говорит Иисусу: «Не приходи, не утруждай Себя, только слово скажи, и исцелеет слуга мой». Эти люди, из которых один оставил бизнес свой, сбор пошлин, другие – рыбную ловлю, и так далее, пошли за Ним. И, конечно, очень важно здесь, прежде всего, смотреть: а как я принимаю это Слово, насколько оно важно для меня? Давайте размышлять над всеми этими проблемами в последующие дни. 

 

Аминь.