протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
2 ноября 2014

Фонограмма


Гал.2,16-20.

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Лк.16,19-31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня нам предлагается грозная притча, которая приоткрывает несколько нам тайну нашего посмертного существования. Конечно, это не описание всего, что может происходить с душой человека, с его личностью, это не реальный опыт, это – притча, однако ясно, что человек, который на протяжении своей жизни был богат и наслаждался всякими житейскими благами, при этом не обращая внимание на то как живут люди вокруг, проблема того, что мы называем социальное неравенство, она всегда существует, и чем дальше развивается человечество, тем оно более контрастно, мы это прекрасно понимаем.

И, в сущности, этот богач был неплохим человеком. Ничего плохого он не делал, он не прогонял этого Лазаря, тот сидел, милостыню просил – да и ладно! Просто не замечал его. Жил своими возможностями, наслаждался жизнью, и даже когда он оказался в этом печальном месте, страдая, он вспомнил о своих братьях, и от всей души искренне желал их предупредить. Но ему был ответ, что у них есть достаточно свидетельств: есть Писание, они прекрасно это знают и могут соответственно строить свою жизнь. Но просит он: “Нет, отче Аврааме, этого недостаточно, это не убеждает их, вот давай какое-то чудо, вот если из мертвых кто воскреснет – тогда они обратятся и покаются”. Но Авраам говорит суровые слова, что если они, имея Писания, не слышат их, то если даже кто из мертвых воскреснет, не поверят.

Действительно, мы это прекрасно знаем, что эта притча и сбылась, именно в судьбе Господа Иисуса Спасителя. Когда все силы употребились на то, чтобы сказать, что не было этого факта Воскресения. Подкупили стражей, всячески этому препятствовали, и так далее, и гнали, лишали жизни тех людей, которые свидетельствовали: да! они видели Воскресшего Христа. Из двенадцати апостолов только один Иоанн Богослов умер в глубокой старости, остальные были преданы мучительной смерти только за то, что они утверждали то, что они видели на самом деле: встретились с Воскресшим Христом, что Воскресение Христа для них явилось окончательным подтверждением, что Он не просто замечательный благородный человек, который пострадал за свои убеждения, а что Он действительно Сын Божий. Что действительно эта смерть была жертвоприношением за каждого человека, за грехи каждого человека, и обращающийся к Нему верою в Него будет спасен, потому что эта вера помогает человеку идти за Ним, “иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе”, как нас призывает апостол Павел.

И вот мы с вами в жизни тоже часто встречаемся с нашими близкими, даже иногда очень близкими людьми, которые не обращаются, не разделяют с нами этот жизненный путь за Христом, Который сказал о Себе: “Я – Путь, Истина и Жизнь”. Нередко такие люди тоже говорят, что “вот, если бы там какое-то чудо, вот тогда бы я поверил”. Но, я знал немало людей, с которыми случались удивительные события, удивительные чудеса, но это не обращало их сердца. Хотя потом проходило какое-то время и все-таки люди обращались. И мы должны понимать, что здесь дело не в чуде, которое человек не увидит, потому что весь мир вокруг нас – потрясающее чудо! Весь мир, каждый листочек, каждая блошка, мушка, каждое насекомое – всё является чудом Божьего творения! Если в это углубляться, мы увидим – как это всё прекрасно! Когда рассматриваешь под большим увеличением не только стрекоз, а просто обычную домашнюю муху – у нее потрясающие красивые всякие эти глазки, щетиночки, это всё потрясающе красиво!

Но это не обращает людей. Потому что какое-то есть препятствие. Конечно, часто это происходит из-за того, что человек не хочет оставлять привычный образ жизни, не хочет что-то менять, “ну, когда-нибудь… да, конечно, что-то там есть…”, ну и на этом останавливается. Есть другое препятствие, когда человеку важно доказать. Доказать, рассчитать… Видимое. Принимает только то, что можно увидеть, пощупать, и только это принимается. Но мы же понимаем, что самое главное в нашей жизни невидимо. Дружба, любовь, радость, счастье – они часто совсем внешне никак не проявляются, но захватывают наше сердце, и мы понимаем, что да! в этом счастье, в этом подлинная встреча с другим человеком, доверие, радость этой встречи. Радость встречи с Богом! Радость молитвы, обращения, что да! мы встречаем, это не просто наше желание выдать желаемое за действительное, а это действительно духовная реальность, которая создает нашу жизнь. Так что это является препятствием для людей. Неумение увидеть сквозь внешний мир, неумение увидеть его красоту, его прекрасное устройство…

Есть такая история про Исаака Ньютона (который, кроме того, что был прекрасный физик, был еще замечательный богослов), как он однажды для своих коллег показал такую схему Солнечной системы: там на проволочках двигались эти самые планеты: Меркурий, Венера, Земля, Юпитер и так далее. Вокруг них двигались спутники… Всё было замечательно и прекрасно. И один из коллег говорит: “Какая замечательная модель! Как это хорошо объясняет студентам. Скажи, кто сделал тебе эту модель? Какой мастер хороший изготовил?” Он говорит: “Никто не сделал” – “А как так?” – “Ну вот, я пришел в комнату, смотрю – там эта модель, такая хорошая замечательная” – “Ну… Не может быть!” – “Ну вот видишь, ты не можешь в это поверить, а я тем более не могу поверить, что вся прекрасная Солнечная система, весь мир, видимый нам, куда более сложный, чем эта модель, появился сам собой без всякой иной причины”.

Есть, однако, кроме этого нежелания, неумения увидеть за обликом прекрасным внешнего мира, увидеть мысль, увидеть Творца, есть и другое препятствие – недостоинство нас, христиан. Как часто именно недостойные поступки христиан, грехи Церкви прошлого: инквизиция, недостойные поступки и так далее, и настоящего – отвращают людей от Церкви. “Ах, раз так, то конечно всё это выдумки”, как говорили, для эксплуатации трудящихся, для извлечения из них прибыли. И вот здесь, конечно, важно уже задуматься каждому из нас. Чтобы мы были именно этим образом людей, которые знают Истину; людей, которые действительно спасены; людей, которые любят Бога и желают жить, как говорил апостол Павел, “иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе”. Как часто мы себя оправдываем: то не так, это не так, а ведь каждое внешнее обстоятельство, трудность – это всегда некий вызов для нас: научиться чему-то и не сетовать на них, а, прежде всего, начинать думать: “Чему Господь хочет вот через ЭТО меня научить? О чем я должен просить? Чему я должен учиться в этих трудных обстоятельствах?”

Вот давайте об этом с вами помнить, чтобы, действительно, наша жизнь, наша и внешность, и облик, и приветливое отношение к другим людям, умение прощать, не завидовать, не осуждать, чтобы они были привлекательными. Как в первые века говорили язычники, глядя на христиан: “Как они любят друг друга!”. И Господь сказал: “По тому узнают, что вы мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою”. Конечно очень трудно нам любить друг друга, потому что не здоровые приходят к Богу, а нуждающиеся в исцелении. В этом, в сущности, нуждается каждый человек. И вот поэтому “иметь те же чувствования” – быть великодушным, быть прощающим, быть, как Господь говорит, “с нежностью приветствуйте друг друга”. Это трудно, но именно к этому нас Господь призывает. И тогда это будет наш вклад в то, чтобы люди, которые еще не открыли для себя Бога, чтобы они переступили этот порог, который ведет к счастью, радости и спасению.

Аминь!