протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
16 ноября 2014

Фонограмма


4Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,– благодатью вы спасены,–

6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

7дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9не от дел, чтобы никто не хвалился.

10Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

 

Лк.8,41-56

41И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,– и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В сегодняшнем апостольском чтении (отрывок из Послания к Ефесянам), которое предваряло чтение Евангелия, есть замечательные слова, которые нам важно очень хорошо помнить: “благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился”. Божий дар через нашу веру. И евангельское чтение, которое нам предлагается сегодня, об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира, является замечательной прекрасной иллюстрацией к этим словам, что “благодатью вы спасены через веру”. То есть спасение наступает через благодать Божию и веру человека, веру-доверие, открытость навстречу Богу. Без этого не совершается спасение человека, не совершается вот это восхождение к его предназначению, к ангельскому чину, к уподоблению образу Божию. “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом”, богом сотворенным, богом не по происхождению своему, а именно по творению.

И вот мы читаем об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Мы знаем о трех исцелениях, которые нам описывает Евангелие. И из этих трех два – исцеление детей. Один – сын наинской вдовицы, юноша, и вторая – вот эта девочка лет двенадцати, дочь начальника синагоги по имени Иаир. И исцеление друга Иисусова – Лазаря, брата Марфы и Марии. Но то, что из этих трех двое детей, как бы обращает внимание на то, что Господь очень близко к сердцу принимает страдания человека, потому что самое печальное в жизни, самое трагическое – когда родителям приходится хоронить своих детей.

Один греческий мудрец писал, что войны страшны потому, что обычно дети хоронят своих родителей. Это, конечно, печально, но это закономерно, никуда от этого не денешься. Это нормальный строй нашей жизни. А вот когда родителям приходится хоронить своих детей – вот это уже ужасно! И поэтому именно мудрец и сказал, что война поэтому ужасна, что родителям приходится хоронить своих детей.

И, к сожалению, отвлекаясь немножко в сторону, нынешняя наша ситуация, она страшна тем, что такое впечатление, может быть, ошибочное, но у меня такое впечатление складывается, что люди перестали бояться войны. Не в смысле столкновения с врагом, утраты мужества, нет, а перестали бояться именно как явления, что как будто там ничего страшного. Видимо поколение прошло, которое не только участвовало в войне, но хотя бы что-то в детстве слышало и знало. Родилось другое поколение и для него война стала какой-то историей. А война именно потому и ужасна, что на войне приходится родителям хоронить своих детей.

Но, так или иначе, Иисус откликается именно на эту самую печальную трагедию человеческой жизни, и сразу говорит Иаиру: “Да, Я пойду к тебе”. Идут, и по дороге происходит другое: встречают его люди из его дома, какой-то человек подошел: “Дочь твоя умерла, зачем ты утруждаешь Учителя. Всё бесполезно”. Господь ему говорит: “Не бойся, только веруй”. “Благодатью спасены через веру” – как бы подтверждение вот этих слов апостола. Он это знает, он это понимает и несет христианским общинам.

И по дороге касается одежды Его некая женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, никто не мог из врачей ей помочь, всё имение свое растратила, и себе сказала: “Если прикоснусь хотя бы к Его одежде, то исцелею”. А ведь она нарушила очень строгий запрет: страдающая кровотечением, вообще к ее вещам люди не имели права прикасаться, чтобы не оскверниться, она должна была быть за несколько метров от любого человека, а тем более от Пророка из Назарета. Она решает даже прикоснуться специально, не случайно, а специально прикоснуться к одежде, ибо говорила себе: “Если прикоснусь хотя бы к одежде, то выздоровею”. Иисус спрашивает: “Кто прикоснулся ко Мне?”. Петр, ученики удивленно говорят: “Ну как? Тебя толпа окружает – что значит кто прикоснулся? Десятки людей Тебя касается” – “Нет,– говорит Иисус,– Я почувствовал особое прикосновение, потому что почувствовал силу, которая изошла от Меня”.

Это именно было прикосновение вот с этой самой верой, которая и сделала открытой ее, именно для того чтобы благодать Божия вошла и исцелила ее от ее недуга. И женщина сказала всё, что она нарушила все правила, которые были общеприняты. Казалось бы, ее должны были судить: “Ну что же это за безобразие, лезет тут со своими болячками”. Как, помню, как-то один батюшка говорил: “Тут Пасха, а они со своими грехами лезут, понимаешь, исповедоваться!”. А Господь сказал именно: “Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя”. Вот это поразительное проявление любви Господа к каждому человеку, к каждому недугу, казалось бы такому не очень приличному, неприятному, кровотечение, всё такое. А Господь говорит: “Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя”.

И далее идут к дому начальника синагоги и, действительно, дочка, говорят, уже умерла. Он утешает, говоря: “Не умерла, но спит”. Понятно, что Иисус говорит, как и в случае с Лазарем, не о сне обыкновенном, а о сне смерти, о другом представлении конца земной жизни. Не так как иногда нам кажется, что вот умер – ну и всё, там вообще ничего нет, всё закончилось и всё. Господь говорит: “Нет, это только сон. Не умерла, но спит”. И смеялись над Ним.

И тут Господь делает очень важное действие, для нас поучительное: всем приказывает выйти, оставляет только отца и матерь и только трех Своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Очевидно, что неверие людей, тем более насмешки препятствуют вот этому действию благодати Божией. Помните, как Он пришел в Назарет и не смог исцелить по неверию их, и удивлялся неверию их и не смог сотворить там многих чудес – пишет евангелист Марк. Поэтому тут – выйдите.

Мы тоже понимаем с вами, что иногда трудно молиться, общаться, о чем-то духовном говорить, когда люди чужды этому. И понятно, наверное, и не надо стараться это преодолевать, а стараться, чтобы были в единомыслии. Господь неоднократно говорит, и апостол Павел своим церквям, им основанным, пишет: “Будьте единомысленны”, потому что именно единомыслие, единая вера делают доступным вхождение благодати Божией в наши проблемы, в наши души.

И, взяв девочку за руку, поднял, воскресил, и даже особо отмечается, и сказал чтобы дали ей есть. То есть, это уже, понятно, возвращение к жизни.

Вот такую удивительную любовь показывает нам Господь. К каждому человеку. И нам тоже иногда кажется, что многие действия бесполезны: ну вот, переписка с заключенными, понятно, что из ста человек может там человека два-три обратится, а остальные нет. Но мы же не знаем – какие обратятся! А может не два и не три, а больше! а может действительно очень важно для человека, бывает и Евангелие и всё это где-то там далеко, а важно встретить внимательный сочувствующий взгляд человека, и тогда Господь уже обращает сердце даже нераскаявшегося грешника. Обращает, потому что, как вот есть такая хорошая фраза, что если ученики у Христа такие прекрасные, то каков же Сам Господь!

Давайте об этом с вами помнить, и не опускать руки даже тогда, когда ситуация кажется совершенно безнадежной. И быть благодарными Богу за эти дивные евангельские свидетельства вот этой любви к каждому человеку, Его стремление помочь, но для этого нужна вот эта самая вера наша, через которую благодать Божия может войти в нашу жизнь, дать нам исцеление, дать нам спасение.

Аминь!